Городской типаж: Стюардесса

Мы проводим день с представителем одной профессии, чтобы понять, как устроены его трудовые будни. Бортпроводница одной из российских авиакомпаний рассказала, как вытерпеть просьбы капризных пассажиров, успокоить пьяных дебоширов и принять роды на борту.

Полет на железной машине весом в несколько тонн для кого-то является настоящим кошмаром, для кого-то — интересным путешествием, а еще для кого-то — трудовыми буднями. Катя два года проучилась в летной академии и вот уже семь лет несколько раз в неделю поднимается выше уровня облаков. Она из тех стюардесс, образ которых легко укладывается в стереотипное реноме «небесных ангелов», но в случае чего Катя легко может постоять за себя и усмирить любого скандалиста на борту. «Главное, чему научила меня профессия — солнце всегда где-нибудь светит. В мой первый рабочий день на небе были очень тяжелые густые тучи, ни лучика не проникало вниз. Взлетели, пробились сквозь тяжелые небеса и попали в страну солнца. По-другому просто не скажешь».

  • 15:00 Утро после смены

    «Режим дня у стюардесс зависит от графика, но ночные смены есть практически у всех. После них самое трудное — быстро восстановиться. Не столько ради цветущего внешнего вида, сколько из-за боязни совершить ошибку, от усталости или недосыпа». На вопрос об идеальной внешности стюардесс Катя отвечает: «Глупости. Радуйтесь, если на вашем рейсе не «кукольные красотки», а опытные и бойкие бортпроводники. Нужен профессионал, который может решить любую проблему. Требования к внешности есть, конечно. Рост от 160 сантиметров, отсутствие шрамов и татуировок на видимых частях тела, а в остальном — полная свобода. Да, кстати, мужчин-бортпроводников в последнее время становится все больше: раньше эта профессия считалась преимущественно женской. Когда в рейсе в команде с тобой работает мужчина, чувствуешь себя почему-то спокойнее, хоть есть кому подтолкнуть эту тяжеленную тележку».

  • 18:00 Подготовка к рейсу

    Форма сидит на Кате не хуже, чем строгий классический костюм на Джеймсе Бонде. «Мы приезжаем в аэропорт за полтора часа до вылета. Нужно отметиться, пройти медосмотр и небольшой брифинг. На брифинге нам дают информацию о рейсе, общем количестве пассажиров, младенцеа, собак, цветов. В течение получаса распределяем обязанности. Бывает, что рейс немного задерживается, тогда мы просто пьем кофе, курим и ведем обычные женские разговоры, но такое случается не часто. Сегодня, например, летим в Алматы по расписанию». Летать никто из стюардесс не боится: «Шансы погибнуть в авиакатастрофе не так уж велики. Я смотрела статистику: от ожирения или дорожных аварий людей умирает в десятки раз больше. Но вообще у нас не принято говорить об этом».

  • 18:30 Прием самолета

    Мы выходим из здания администрации и направляемся в аэропорт. Компания из трех стюардесс и одного стюарда идет гордо, как в рекламе. Проходим досмотр, который ничем не отличается от того, который проходят пассажиры, разве что из багажа у стюардесс только маленькие дамские сумочки. «Сейчас будем "принимать" самолет. На все про все у нас есть час. Проверить аптечки, жилеты, бытовое оборудование, а также чистоту салона. Спустя час начинаем рассаживать людей. Многие не слушают вступительный инструктаж по безопасности, считая его формальным, и очень зря — во время внештатных ситуаций у 90% пассажиров наступает паника: где взять жилет, как надеть маску, только и слышишь крики: "Подойдите ко мне", а ведь все было сказано заранее. Да, неприятности случаются. Может молния в самолет ударить или возникнуть проблемы с шасси при посадки или взлете. Глупо не признаваться, что мы тоже волнуемся, но на борту первое правило — говорить, что все под контролем».

  • 19:30 Время полета

    Это то самое время, когда список служебных обязанностей стюардессы широк как небо. Дело редко ограничивается обычным разносом еды и пледов. Нужно, чтобы каждый пассажир остался доволен. Катя однажды принимала роды. «Дама была на 8-м месяце беременности, никто не ожидал такого поворота. Что меня поражает в таких случаях, так это энтузиазм пассажиров: все готовы помочь, успокоить роженицу, пошутить. И у меня, и у моих коллег, кто сталкивался, всегда на посадке возникает чувство, как будто мы стали одной семьей. Да, роды в самолете — это не очень гигиенично, но выхода нет. По прилету роженицу всегда уже ждет реанимобиль, где ей окажут всю необходимую помощь.»

  • 21:30 Неадекватные пассажиры

    «Моя коллега, которая работает 24 года, однажды летела на рейсе, который террористы захватили. Но сейчас это уже не модно — самолеты захватывать. Самое распространенное явление — пьяные пассажиры. Тут все зависит от опыта, если он есть — решить дело мирным путем дело техники и терпения. Если все совсем плохо, то вмешивается капитан. Однажды на нашем рейсе слетел с катушек пьяный бывший спецназовец. Кричал на стюарда: "Ты не мужик, наклоняйся, буду тебя ****". А стюард оказался совсем робким парнем. Вышел капитан и решил все буквально парой предложений. Первое было вежливым, второе  не очень. На посадке таких ребят встречает полиция аэропорта, составляет протокол, потом суд и штраф. Благо, доказать их поведение не составляет труда — остальные пассажиры все уже давно выложили на Youtube».

  • 2:00 Обратный путь

    После четырех с половиной часов полета и еще часа отдыха Катя и компания в течение часа готовят самолет к рейсу, и начинается обратное путешествие в Петербург. Несмотря на то, что уже ночь и по идее  пассажиры должны спать, стюардессам некогда сидеть на месте. В течение полета им нужно разогреть и вынести еду, напитки, а также следить за порядком в салоне. Несмотря на то, что дебоширов нет, никто не рожает и не захватывает самолет, пассажирам все равно все время что-то требуется. Вопросы и просьбы сжимают свободное время стюардесс до 15 минут, которые и становятся перерывом на обед в зашторенном помещении рядом с мусором.

  • 6:30 Конец смены

    «Наконец-то дома. После двух таких перелетов единственное, о чем ты способна думать, — это постель, до которой еще нужно доехать». Кто-то уезжает домой на машине, кто-то на автобусе или маршрутке, некоторые авиакомпании используют служебный транспорт. Несмотря на то, что Катя работает в одной из крупнейших российских авиакомпаний, до дома она добирается самостоятельно, на небольшом красном хетчбэке.

Текст: Михаил Грачев
Иллюстрация: Никита Панин


Наши проекты

Комментарии (27)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 6 авг., 2014
    Комментарий удален
  • Гость 1 авг., 2014
    Как по мне, лучше пусть стюардессы не улыбаются. А то такие порой улыбки "натянутые", что только идиот не поймет, что борт проводник про всех пассажиров думает. Спокойное-нейтральное выражение лица куда более понятно. А вообще на мой взгляд, эта профессия тяжкий труд! Могу себе только представить насколько ребята работающие на борту смелы и выносливы! Очень им сочувствую и сопереживаю в каждом полете, стараюсь ничем не беспокоить. Если, нуждаюсь в стакане воды, всегда стараюсь подойти к ним сама. Жалко их ножки. Если бутылка с водой и стаканчики на виду,а экипаж отдыхает, предлагаю сама себе воду налить. Но конечно девочки сразу поднимаются со своих мест, сами всё организовывают. Очень ответственные ребята! Желаю каждому экипажу легких взлетов, спокойный полетов и мягких посадок! Ну и конечно спокойных, вежливых и чистоплотных пассажиров!!!
  • Миша Стацюк 1 авг., 2014
    Комментарий удален
    • Гость 1 авг., 2014
      Скорее редактор, конечный текст ведь он одобряет Да вообще качество прессы стало таким низким
  • Гость 31 июля, 2014
    Ребятки, а корректор у вас плохо работает. Грубые орфографические ошибки, буквы в словах не дописаны.
    • Гость 31 июля, 2014
      согласна
  • Гость 31 июля, 2014
    Фразы, типа этой: "до дома она добирается самостоятельно, на небольшом красном хэтчбэке" почти уверили, что автор статьи тоже "Катя". Увидев, что текст от Михаила, вспомнилось "Ты не мужик, наклоняйся, буду тебя **** " Кому и для чего этот глупый лирический отход? Статья про бездомных, которые хлебом голубей в парке кормят? :)))
  • Гость 31 июля, 2014
    Я в мае летала в Мюнхен и обратно компанией S7 (до этого летала другими рейсами), осталось очень приятное впечатление. Девочки-стюардессы молодые, очень доброжелательные и внимательные. Полет прошел незаметно. Была приятно удивлена.
  • Гость 31 июля, 2014
    Орфография рассказчицы сохранена?
  • Гость 31 июля, 2014
    Боюсь летать. Однажды был очень тяжелый перелет и единственное, что меня успокаивало - спокойствие стюардесс и их улыбки. Спасибо им за это. А вообще, хорошо что хоть в какой то профессии все поставлено так, что все делается как положено (пусть даже если не все - мы этого не видим) это сейчас очень большая редкость.
  • Гость 31 июля, 2014
    Полетав в год два раза и очень далеко....поняла,то труд бортпроводников очень труден.Главное не пьяные дебоширы,а то,что эта работа на высоте и ещё,главное в экстремальных условиях.За 12 часов полёта,почти постоянно трясло или мне казалось,что трясло...все пассажиры,естественно сидели..А стюарды и стюардессы добросовестно выполняли свою работу...разносили еду,напитки,убирали,подходили просто по просьбе и т.д. И всё время улыбались...Эта работа почти подвиг!
  • Гость 31 июля, 2014
    Полет на железной машине... Железо - самый лучший металл для авиации! Михаил Грачев не пишите больше об авиации. А лучше вообще не пишите.)))
    • Гость 31 июля, 2014
      Верно подмечено.)
    • Гость 31 июля, 2014
      Михаил Грачев, пишите) хорошая статья Автор негативного комментария просто не знает выражения "железный конь")
  • Гость 31 июля, 2014
    Стюардесса - женская профессия
  • Гость 31 июля, 2014
    "Катя два года проучилась в летной академии" Это в какой такой академии учатся всего два года? Тоже хочу!!!
  • Гость 31 июля, 2014
    Да, кстати!? Может в ЛАТУГА? Там три года учились, но там как в ПТУ учились. А так первоначальное обучение длится 3 месяца и вперед! Чегото то они напутали
  • Гость 31 июля, 2014
    Я проработал бортпроводником 23 года, много чего повидал в полетах. Уставал не физически, а,больше всего, морально. Потому что за такой рейс, что здесь описан в семи обзацах, через тебя проходит от 140 до 700 человек ( зависит от типа ВС). И все чегото желают, хотят и просят о помощи. И ты должен в любую минуту полета им помочь, успокоить, проявить заботу.Причем, с улыбкой на лице. А там, за шторкой у мусорника выпустить весь негатив, чтобы никто не видел и не слышал. А работа интересная!
  • Гость 31 июля, 2014
    Это в какой она академии училась два года? Балоболка...
  • Гость 31 июля, 2014
    Они и правда умнички. Нужно иметь адское терпение и железное физическое и психологическое здоровье. Мало улыбаются. Сосредоточены и толерантны. Крайний раз летели из Испании, попали в воздушную яму, самолет минут 5 трясло как в лихорадке, пассажиры на грани паники, а они хоть бы что, продолжают наливать пассажирам сок и воду., как бы говоря ничего страшного, абсолютно нормальная ситуация, сейчас все кончится и все будет нормально..
    • Гость 31 июля, 2014
      Крайний раз...на районе...Вы что, русский язык забыли или в школу не ходили?
      • Гость 31 июля, 2014
        Умником себя строите совершено не по делу. В авиации никто и никогда не говорит в последний раз, говорят крайний раз! Потому что последний подразумевает, что больше этого уже не будет
      • Гость 31 июля, 2014
        В авиации никогда не говорят "последний". Всегда употребляют термин "крайний". Приметы такие, суеверие в общем...
      • Гость 31 июля, 2014
        В авиации не говорят "последний", говорят "крайний".
      • Гость 31 июля, 2014
        кстати слово "крайний" используют военные вертолетчики, никогда не говорят "последний"
      • Гость 31 июля, 2014
        вообще-то во многих профессиях принято говорить "крайний"
  • Гость 31 июля, 2014
    Да , не лёгок труд.

Читайте также

По теме