18+
  • Город
  • Город
Город

Городской типаж: Машинист метро

Мы проводим день с представителем одной профессии, чтобы понять, как устроены его трудовые будни. Машинист метрополитена рассказал о чрезвычайных ситуациях и ответственности одного человека за жизни сотен горожан.

Андрей работает машинистом метрополитена уже 4 года. Говорит: «Работа ответственная, напряженная, иногда очень монотонная, но интересная. Есть в ней что-то, отчего чувствуешь себя настоящим мужчиной». Чтобы стать машинистом необходимо пройти серьезную медкомиссию, в том числе — тесты на психологическую устойчивость и реакцию, учеба длится 5,5 месяцев, из них 3 отводится на теорию и 2,5 месяца практики. На этом моменте многие и меняют решение — водить состав по путям оказывается не так просто, как написано в учебнике. После сдачи экзаменов учеба не заканчивается: раз в месяц машинисты «подтягивают» квалификацию, а через год-два проходят все тесты заново. Несмотря на то, что многие процессы автоматизированы, машинисты частенько управляют поездом сами, следят за безопасностью, реагируют на все экстренные ситуации. Когда за твоими плечами в железных вагонах ежедневно едет несколько сотен человек, ответственность зашкаливает и нет права на ошибку. Но они все же случаются.

06.00 Начало смены «Теоретически, смена может начинаться в любое время, расписание часто меняется. Главное — отработать положенное количество часов, в

06.00 Начало смены

«Теоретически, смена может начинаться в любое время, расписание часто меняется. Главное — отработать положенное количество часов, в месяц их 150. Когда заканчиваешь ночью и заступаешь рано утром, домой, конечно, не едешь — метро же закрыто. Для этих случаев у нас есть гостиницы — небольшие комнаты по 2-3 человека с душем и сменой белья. Утром проснулся и пошел на медкомиссию. Она ежедневная и обязательна для всех: меряют давление, пульс, дышишь в «трубочку» — если все в порядке, может получать инструкции и заступать на смену. Она длится 8 часов с одним перерывом на обед и двумя техническими: сходить в туалет, например. Что делать, если в туалет захотелось не вовремя? Терпеть. Полчаса-то можно себя поуговаривать, взрослые же люди все»

09.00 Задержка поездов «Состав ведет автоматическая система, она сама делает остановки и следит за скоростью. Но мы все равно держим руку на пульсе

09.00 Задержка поездов

«Состав ведет автоматическая система, она сама делает остановки и следит за скоростью. Но мы все равно держим руку на пульсе, точнее на рычаге экстренного торможения, чтобы в случае чего быстро среагировать. Иногда поезда ломаются, по правилам, у нас есть 5 минут, чтобы устранить поломку. Если не получается, тогда нужно передать диспетчеру, чтобы вызвали прицепной вагон, который довезет состав до ближайшей станции. По негласному кодексу, в тоннеле стараемся не стоять — пассажиры нервничают, да и коллеги тоже. Надо понимать, что метро — это единый организм, когда что-то выходит из строя у тебя, у остальных тоже начинаются проблемы. Когда между поездами возникает большой перерыв по времени, приходится нагонять. Тут уже мы рулим сами, увеличиваем скорость, но больше 80-ти никогда не разгоняемся»

11.00 Внештатные ситуации «Внештатные ситуации случаются почти каждую неделю, но серьезных не припомню. Чаще всего — пьяная драка в вагоне или кому-то

11.00 Внештатные ситуации

«Внештатные ситуации случаются почти каждую неделю, но серьезных не припомню. Чаще всего — пьяная драка в вагоне или кому-то стало плохо из пассажиров. Наша задача — как можно быстрее сообщить об этом диспетчеру по внутренней связи, чтобы на платформе уже дежурила подъехавшая «Скорая помощь» или полиция. Сами мы не вмешиваемся. А вот товарищи, которые бросаются под поезд, — это настоящая головная боль машиниста. Мы не можем стоять на станции долго, нарушается порядок движения, а из помощников — только дежурные, обычно женщины, не будешь же их заставлять лезть под колеса и вытаскивать тело. Приходится самим. Люди думают, что это какой-то эффектный способ умереть, на самом же деле, летальных исходов не так много, а вот инвалидами остаются все. Больше всего везет почему-то пьяным, падают прямо в желоб для воды между рельсами, ударяются головой, теряют сознание, потом приходят в себя — а все поезд уже проехал».

12.00 Обед «Выходить из метро, чтобы поесть, не имеет смысла, поэтому на некоторых станциях (две — по краям веток и одна центральная) у нас есть

12.00 Обед

«Выходить из метро, чтобы поесть, не имеет смысла, поэтому на некоторых станциях (две — по краям веток и одна центральная) у нас есть комнаты отдыха, где можно посидеть, перекусить и даже чуть-чуть поспать. Еду берем с собой из дома и делимся добавкой. Вообще у нас хороший коллектив – никакой дедовщины, много приезжих, все разного возраста. Срок службы у машинистов короток, всего 13 лет. Сами понимаете: вредные условия под землей и недостаток кислорода. Но даже по истечении этого времени «пенсионеров» никто не гонит, пока можешь работать — работаешь. Но и за проступки наказания серьезные. За опоздание — штраф, проехал светофор на красный — разжалуют в слесари».

13.00 Вызов по экстренной связи «На кнопку жмут все, кому не лень — жалуются, что место не уступили. Вторая по популярности причина – оставленные в

13.00 Вызов по экстренной связи

«На кнопку жмут все, кому не лень — жалуются, что место не уступили. Вторая по популярности причина – оставленные в метро сумки, коробки или пакеты. В этом случае мы как можно быстрее довозим пассажиров до платформы, эвакуируем и закрываем станцию. Такие ложные сигналы дают сбой работе метрополитена, который наверстываешь потом целый день. Сами мы тоже, конечно, можем связываться с пассажирами: объявляем станции или грозим, чтобы двери не держали в час пик. Самый приятный повод поговорить с теми, кого везет — это Новый Год, особенно когда он наступает прямо во время движения поезда. Тогда мы объявляем по громкой связи «Уважаемые пассажиры, до наступления Нового года осталось 2 минуты, на следующую станцию поезд приедет только в следующем году». А когда бьют куранты, обязательно сообщаем о 12-м ударе, чтобы все успели загадать желание».

14.00 Конец смены «В конце смены от монотонности работы, конечно, устаешь. Вроде едет себе поезд и едет, но тебе-то приходится за всем следить. Миф о

14.00 Конец смены

«В конце смены от монотонности работы, конечно, устаешь. Вроде едет себе поезд и едет, но тебе-то приходится за всем следить. Миф о том, что можно книжку, например, почитать или в телефоне игрушки проходить — всего лишь миф: на станциях установлены камеры, где видно, чем ты занимаешься, да и совесть не позволяет. Если конец рабочего дня приходится на светлое время суток, вы просто меняетесь постами с другим машинистом. Если у тебя ночная смена — то обычно оставляешь поезд в депо или прямо бросаешь на станции, отключаешь электричество в тоннеле и идешь спать. Ночью за дело принимаются ремонтники, другого времени у них нет. А бывает придешь утром и видишь: поезд, который ты оставил, уже расписан каким-то дурацкими граффити. Диггеров и вандалов гоняем, как можем, но они все равно каким-то непостижимым образом находят сюда пути».

Следите за нашими новостями в Telegram
Рубрика:
Городской типаж

Комментарии (0)