18+
  • Город
  • Город
Город

Дмитрий Костыгин и Михаил Васинкевич: «На Западе все можно просчитать вперед, в России ситуация развивается молниеносно»

к списку всех номинантов

Компания «Юлмарт» по итогам 2013 года стала российским онлайн-ритейлером номер один, заработав первый миллиард долларов. Во многом успех достигнут благодаря акционерам компании Васинкевичу и Костыгину, которые пришли в нее четыре года назад. Бизнесмены XXI века помимо стремления к сверхприбыли демонстрируют любовь к философской литературе, медитации и командным видам спорта.

МИХАИЛ ВАСИНКЕВИЧ, ЧЛЕН СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ

Михаил, с нынешними партнерами по «Юлмарту» вы знакомы давно. Как удается сохранять стабильные деловые отношения долгие годы?

Мы просто знаем, кто на что способен, кто как думает и чего можно ожидать друг от друга. У всех есть сильные и слабые стороны, поэтому важно не ставить перед людьми задач, с которыми они не смогут справиться. С президентом «Юлмарта» Алексеем Никитиным мы познакомились на парной практике хора (методика эволюционно-оздоровительной практики. — Прим. ред.) пять лет назад. Хора дала нам понимание друг друга, помогла почувствовать доверие. А с Дмитрием Костыгиным знакомы больше пятнадцати лет, по другим бизнес-проектам.

Есть ощущение, что практика хора — немного секта. Это не так?

Возможно, но лишь в том смысле, что группа людей стремится к единой цели. Сейчас на занятия нет времени, появились и другие увлечения, поскольку я люблю все связанное с познанием себя и собственных возможностей. Уже лет десять мы ходим с друзьями в горы. Облазили весь Тибет, поднимались на Килиманджаро, были в Китае, Непале и Бутане.

Хора, горный трекинг, а еще вы яхтингом и танго занимаетесь. Откуда столько интересов?

Просто это смена рода деятельности и психической энергии. Плюс это командные виды спорта. В них все требуется делать в паре с кем-то, как по закону Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Все получается тогда, когда хорошо чувствуешь другого человека. Гибкость и стремление к совместной деятельности — вот что важно в бизнесе.

Что еще требуется в командной работе и в бизнесе?

Командная работа означает распределенную ответственность: у каждого своя роль, и если кто-то не справится, то подведет всю команду. Ну и еще очень важны правильно поставленные цели и выбранная стратегия. Иначе можно активно и воду в ступе толочь, но какой будет результат? В нашем случае Дмитрий Костыгин — главный стратег и идеолог развития.

«Юлмарт» славится правильными менеджментом и маркетингом. А каковы ваши личные правила?

Я стараюсь руководствоваться древним рыцарским правилом: делай, что должно, и пусть будет, что будет.

До начала ритейл-бизнеса чем занимались?

Окончил Институт холодильной промышленности. Хотел посвятить себя криомедицине, но все повернулось по-другому: проявилась коммерческая жилка, и я стал доступными в середине 1980-х средствами зарабатывать деньги.

Что для вас в бизнесе главное — развитие, заработок или внедрение в жизнь светлых концепций и идей?

Сначала, конечно, это был заработок. Период накопления. Потом стало просто интересно: как можно построить, метафорически выражаясь, не десятиэтажный, а двадцати этажный дом. На сколько может расти рынок? Должен сразу сказать, что никогда не торговал водкой и спиртом — ничем таким, что может принести вред человеку. В начале 1990-х, когда на этом можно было зарабатывать большие деньги, это была моя принципиальная позиция.

Есть утверждение, что русский бизнес строится по своим законам. Вы с этим согласны?

Все связано с культурой потребления и общей экономической ситуацией в стране. На Западе все можно просчитать вперед: сколько, например, среднестатистическая семья тратит на то и на это, как будет расти рынок. У нас в России ситуация развивается молниеносно. За последние десять лет мы сделали огромный скачок с точки зрения организации бизнеса, если говорить о ритейле, но только сейчас начинаем просчитывать потребительские возможности, количество магазинов и специфику услуг. С точки зрения внешней среды — экономической, политической, коррупционной, — безусловно, российская специфика бизнеса существует. Но опять же все зависит от вида бизнеса. У нас в «Юлмарте», например, все крайне прозрачно и понятно.

Ранее «Юлмарт» специализировался на компьютерной технике и бытовой электронике. Почему вы решили расширить ассортимент вплоть до детских игрушек и автомобилей?

Настал момент, такова потребность рынка. Если у нас все заказы делаются через сайт и единственная наша задача — правильно и вовремя выдать товар, то почему нам не расширить ассортимент и тем самым не нарастить обороты? Это принцип «одного окна». Почему успешен Единый центр документов? Ты пришел и на месте получил все. Это доверие и формирование привычки.

Что компания планирует делать дальше?

Мы обычно прогнозов не строим, только различные сценарии развития бизнеса. В прошлом году мы стали интернетритейлером номер один в России, собираемся удерживать позиции и расти дальше, предлагая максимальный спектр товаров и услуг.

ДМИТРИЙ КОСТЫГИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ

Дмитрий, вы занимаетесь предпринимательством лет двадцать. Как изменился российский бизнес по сравнению с 1990-ми?

Все шагнули вперед. Я бы даже не поверил никогда, что так шагнем. Двадцать пять лет назад ведь ничего не было: ни собственности на землю, ни акций, а за валютные операции вообще сажали. А сейчас — и биржи, и IPO, и программное обеспечение. Сегодня Россия — пятая экономика в мире. Мне кажется, мало кто осознал, что наша страна стала другой. Если вы возьмете четыреста крупнейших российских предприятий, посмотрите, сколько они зарабатывают каждый год, то выяснится, что никакой приток капитала из-за рубежа уже не играет роли для нашей экономики. Десять лет назад выручка «Газпрома» была меньше его чистой прибыли сейчас. А рестораны какие хорошие стали — итальянские, например. Помню, как в 1990-е ходил в ресторан гостиницы «Ленинград», где самым ходовым блюдом был бульон с яйцом. А вот здесь, где мы с вами сейчас беседуем, делают лучшие спагетти с вонголе в мире! Представляете, какой прогресс!

Что будет дальше, как вы думаете?

Как сказал классик: «Будет свет и слава, удачный день и вдоволь хлеба». «Юлмарт» вышел на первую космическую скорость, преодолел рубеж в миллиард долларов годовой прибыли. Первой компанией в интернет-ритейле, переступившей через миллиардный порог, был Amazon в США в 1999 году. В Японии — Rakuten в 2005-м. В России — «Юлмарт» в 2013-м. Впрочем, читателям все это не очень интересно, конечно.

Почему? Сейчас поколение другое. Раньше вот Айн Рэнд особо никому не была интересна, кроме вас, может быть. Сейчас же все цитируют «Атлант расправил плечи». А вас это, наоборот, уже не особо интересует.

Да, сам себе поставил шах и мат. Трагедия моей жизни и пять инвестированных лет: в 1992-м издал первую книжку Айн Рэнд в нашей стране, а в 1997-м — «Атлант расправил плечи». С другой стороны, радует, что через пятнадцать лет она стала популярной. Я в какой-то момент уже перестал этого ждать. Потом, в 2006-м, картина мира Рэнд стала мне не близка, и я перестал разделять рэндистские примитивно-либеральные взгляды.

Что тогда произошло, с чем это связано?

С наблюдениями, что происходит в Америке, в Европе, особенно в Швейцарии.

Вы говорили, что вам сейчас близка швейцарская модель устройства.

Да, теперь я неообщинник. «Нео» звучит как имя героя из фильма «Матрица». У них там, по сути, тоже была община, но мы ее, конечно, понимаем на другом уровне. Помните тамошний город Зион? Это общинность в примитивном варианте.

Вы сейчас как раз разрабатываете концепцию собственной общины? Все это будет происходить на территории государства Сент-Китс и Невис, которое расположено в Карибском море и гражданином которого вы являетесь?

Это возможный вариант. Прыжок в высоту перекатом назад. Звучит странно, особенно для тех, кто никогда не прыгал. Пока неизвестно, где это будет осуществляться, — зависит от того, с кем договоримся. Вообще, сейчас в мире очень много общин, есть и религиозные, и этнические, и экологические. Много любопытных примеров: Ауровиль, основанный последователями Шри Ауробиндо, в Сибири, под Томском, тоже есть интересная община. Но я скорее за теорию, практика меня волнует в меньшей степени.

Что вам сейчас интересно? Чтобы читателям было понятно, откуда берутся все эти материи, о которых вы говорите.

Вчера в очередной раз встречался с Сергеем Викторовичем Чебановым (российский ученый в области теоретической биологии, биосемиотики. — Прим. ред.). Обсуждали веерные матрицы, слоистое управление, пересечение филогенезов и смыслогенезов. Статьи Александра Любищева (философ, энтомолог, биолог, специалист по одному из подсемейств жуковлистоедов, так называемым земляным блошкам. — Прим. ред.) перечитываю — вы, наверное, и не слышали про него? Я в этом не вижу ничего странного: здоровые люди как раз не читают такое. Любищев неизвестен большинству, хотя в прошлом году была переиздана книга Даниила Гранина про него, но силен. Еще «Следующие сто лет» Джорджа Фридмана читаю. Некоторые аспекты книги любопытны: например, Турция и Япония, по его мнению, нападут на Америку. Интересна мне также динамика мышечного тонуса у новорожденных и последующее их развитие.

А зачем вам динамика мышечного тонуса?

Она влияет на системное восприятие. Если предположить, продолжая буддистские или исламские традиции, что большинство людей находится во сне, то пробуждение требует каких-то методик. Мне вот это любопытно.

Вы родились в Арзамасе, затем приехали в Ленинград, поступили в Военно-медицинскую академию, потом окончили Финэк, в итоге стали бизнесменом.

С тех пор пребываю в поисках утраченного времени. Хорошее было детство, маленький городок. Это не ностальгия, это практически на грани инцеста, по Юнгу, стремление вернуться в детство.

Вообще, интересно, что вы так разносторонне развиты. Для людей бизнеса это не очень характерно.

Скорее, это заболевание.

На вид вы нормальный, приятный в общении человек.

Ну да, я более или менее в адеквате. Как сказал еще один классик: «Разница между мной и сумасшедшим состоит в том, что я не сумасшедший». В суфизме это звучит приблизительно так: «Настоящий суфий внутренне в стельку пьян, внешне оставаясь абсолютно трезвым».


Текст: Анна Сметанина
Фото: Петр Титаренко, Полина Твердая

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)