How to: Как открыть музей?

В Петербурге примерно раз в месяц объявляют о создании нового музея. Так выставка вещей Даниила Хармса грозит обрести постоянное пристанище. В Красногвардейском районе на днях открыли музей стрит-арта. А музей-квартира Бродского на протяжении 12 лет так и остается проектом. Мы попытались разобраться в том, какие шаги стоит предпринять создателю частной экспозиции.

Музей «Эрос»

Выберите тему

Для того, чтобы открыть свой музей вам в первую очередь необходимо определиться с тем, что вы будете в нем выставлять. Закона, в котором бы четко прописывалось что может быть музейным экспонатом, а что нет – не существует. Поэтому вы можете выбрать все что угодно.

 

Ольга Костерина, менеджер Музея кукол и куратор социальных проектов :

Создание любого частного музея – это история страсти, искренняя и, как правило, продолжительная. Конечно, к этому может добавиться хорошая бизнес-идея, но она всегда будет на втором плане. Идея создания нашего музея появилась 30 лет назад. Директор Галина Варенюк долгое время коллекционировала кукол. Когда коллекция стала уже весьма внушительных размеров, знакомые работники музеев посоветовали создать условия для ее показа не только близким и знакомым, но и обыкновенным людям».

 

 Александр Ругаев, один из основателей Санкт-Петербургского музея эротики:

В Санкт-Петербурге на момент создания нашего проекта работали музеи мирового уровня почти по всем тематикам кроме эротики. Учитывая богатую эротическую историю нашего города и увлечение эротикой многих русских императоров, мы решили исправить эту ситуацию. Исторические экспонаты в основном собирались по частным коллекциям. Многие современные экспонаты были изготовлены специально к открытию».

Музей «Эрарта»

Пройдите регистрацию

Частный музей должен получить статус юридического лица. Для этого лучше всего зарегистрировать некоммерческую организацию, но можно и общество с ограниченной ответственностью. Налогообложение частного музея будет зависеть от вида избранного юридического лица, наличия в собственности имущества и многих других моментов. Чтобы получить официальный статус музея, необходимо иметь свидетельство о том, что ваши экспонаты обладают культурной или исторической ценностью. Для этого сначала нужно провести соответствующую экспертизу, затем подать заявку на регистрацию экспонатов в Государственном каталоге музейного фонда РФ.


 

Ольга Костерина:

 Музей кукол – это некоммерческая организация, если быть точнее – некоммерческое учреждение. Чтобы называться музеем официально, организация обязана быть некоммерческой, иначе имя ей – «галерея» «культурный центр» и т.д. Регистрация проходит в специальном отделе Министерства юстиции (обратите внимание – не в налоговой инспекции)»

 

Александр Ругаев:

Наш музей для простоты процесса мы зарегистрировали как ООО, чтобы успеть с открытием ко Дню Святого Валентина» 

«Музей власти»

Найдите помещение

Удобство расположения для музея – довольно значимое условие его успешности. Конечно, если вы уверены, что за вашими экспонатами поедут и на окраину, можно сэкономить на аренде пространства в центральных районах города. Но учтите, что по законодательству музеи должны располагаться в помещениях, специально приспособленных для экспонирования и хранения музейных предметов и коллекций, удаленных от опасных в пожарном отношении объектов (бензоколонок, автостоянок и т.п.), фабрик и заводов, загрязняющих воздух. Пригодность музейного локейшена определяется с учетом заключения службы пожарной охраны и санэпидемстанции. Специальных требований к размеру помещений нет.

 

 Ольга Костерина:

Особенных скидок и форм поддержки для частных музеев не существует, однако есть существенные государственные скидки для всех некоммерческих организаций. Коммунальные услуги вы будете оплачивать по общей ставке»

 

Александр Ругаев:

Помещение у нас уникальное, с дворцовыми интерьерами. На поиски ушло около года»

Музей «Эрарта»

Сделайте ремонт

Оформить найденное пространство вы можете собственными силами или обратиться за помощью к профессионалам. Привлекать дизайнера или нет – зависит от концепции музея и от ваших собственных талантов.

 

 Ольга Костерина:

Если вы не претендуете на звание уникального с точки зрения оформления пространства, то дизайнера звать не обязательно. Если средства позволяют, то конечно лучше посоветоваться с профессионалами»

 

Александр Ругаев:

Ремонт занимает не менее 2-3 месяцев, желательно чтобы дизайнеры как минимум консультировали»

 Петербургский Музей Кукол 

Соберите команду

Необходимый минимум  это хранитель, который будет курироватьсостояние экспонатов, экскурсовод, ИТ-специалист, следящий за техникой и сайтом музея. Бухгалтера необязательно брать в штат, оформление финансовой документации можно отдать на аутсорсинг. И самое главное, формируя команду, ищите увлеченных людей с горящими глазами.

 

Ольга Костерина:

Музею нужны энтузиасты. Сейчас отмирает однобокое понимание музея как исключительно «храма муз». Современный музей – это пространство для диалога культур, времен, людей. Помимо хранителей, экспозиционеров и искусствоведов музей сейчас остро нуждается в специалистах разных профилей: художниках, психологах, маркетологах, специалистах в области управления, актерах, филологах. Людях увлеченных, знающих, которые сумеют внести новое в традиционное понимание. Чтобы музей не сгинул как институт, ему необходимо развиваться так же динамично, как и миру вокруг. Значительно проще и перспективнее набирать молодых сотрудников, которые все современные тенденции ощущают «на собственной шкуре» и осознают необходимость постоянных изменений. На данный момент в Музее кукол работают в основном люди до 25 лет, есть уже и постоянные волонтеры. Коллегам не следует бояться, что музей превратится в «не пойми что». Поколения могут и должны сотрудничать».

 

 Александр Ругаев:

 Самое важное  хорошие экскурсоводы, желательно со знанием английского языка. Главное  чтобы умели интересно рассказать о музее».

 

Сделайте максимум при открытии

Придумайте оригинальную концепцию, например, сочините какую-нибудь красивую легенду о вашем проекте. Желательно месяца за 2-3 до официального старта начните рассказывать о грядущем открытии журналистам. Если событие действительно интересное, внимание прессы вам обеспечено. Вообще старайтесь задействовать как можно больше каналов, исходя из своего бюджета.

 

Ольга Костерина:

Обязательно надо знать портрет своего потенциального посетителя. Если обращаться ко всем и сразу – ничего хорошего из этого не выйдет. Придумайте яркую акцию в партнерстве с кем-то уже известным или в одиночку. Подарки, перформансы, концерты, квесты. Ошибочно мнение, что за все нужно платить. Не нужно, если у вас интересный проект. Журналисты ищут хороший информационный повод – так что мешает быть обоюдно полезными? Говорю как человек с нулевым бюджетом на рекламу (при этом каждое наше событие освещается в интернете, по телевидению и радио). Многие музеи не используют эту возможность, но это, вероятно, от незнания».

 

Александр Ругаев:

Обязательно нужна интересная тема музея, плюс хорошие PR-специалисты»

Музей Анны Ахматовой

Зарабатывайте

Конечно, большинство музеев – не очень выгодное вложение денег. Но есть примеры того, как подобный проект может стать коммерчески выгодным мероприятием. Главное – вызывать интерес публики. Помимо постоянной экспозиции организовывайте временные выставки, привлекайте к сотрудничеству другие проекты, проводите мероприятия.

 

Ольга Костерина:

Любому музею реально заработать. Более того – это необходимо для его развития. Да, это очень сложно, но возможно. Самое простое, что можно посоветовать, – сувенирный магазин. Вы можете открыть его вместе с музеем. Продавать экспонаты не нужно. Лучше создать при музее галерею (как сделала «Эрарта») и продавать там то, на чем вы специализируетесь. У нас, например, есть демонстрационные мастерские по созданию сувенирных кукол, где посетители через стекло могут наблюдать, как работают наши мастера, а внизу в магазинчике – приобрести плоды их трудов по вполне доступным ценам.

Необычные услуги, возможность проведения праздников, особенных экскурсий для детей и взрослых, игр, мастер-классов – это все приносит прибыль. Справиться с проблемой доступности и привлечения дополнительных посетителей поможет пресловутый день льготного посещения».

 

 Александр Ругаев:

 Большинство музеев мира живут за счет помощи государства, но существуют десятки примеров коммерчески успешных частных проектов. Самое главное в успехе частного музея – положительные отзывы первых посетителей. Только при этом условии их знакомые и друзья тоже захотят посетить музей. В этом плане мы чем-то схожи с театром и кино.  Кроме как на входных билетах можно заработать на продаже сувенирной продукции, например с символикой музея, или уменьшенными копиями экспонатов. А вот экспонаты на продажу в музее выставлять не очень эффективно – туда приходят за новыми эмоциями, а не дорогими покупками».

Текст: Ника Матецкая


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:
  • Рубрика: How to

Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 4 авг., 2014
    Комментарий удален

Читайте также

По теме