Вита Буйвид: «Общество влияет на меня плохо. Нужно в Тибет валить!»

В AL Gallery 14 марта открывается выставка «Бешеные псы» — новый проект саркастичной художницы Виты Буйвид. «Собака.ru» поговорил с ней о гламурных собачках, протестных лозунгах и женском искусстве

На ваших новых принтах гламурные собачки озвучивают протестные лозунги, популярные последние полтора года. Это такая критика протестного движения, ирония по его поводу?

Сначала давайте разберемся с терминологией. Что такое «гламурная собачка»? Это относится к ее породе? Или одежде? Или имеется в виду статус владельца? Кто это придумал? У меня, например, есть портрет собачки, замотанной в старую детскую кофту. Это гламурная собака или нет? Основа моего проекта маленькие собачки, увеличенные до очень большого размера, до двух с половиной метров. Это проект про иллюзии, про маленькое, мнящее себя очень большим. Гламур тут не при чем. К этим большим парадным портретам есть эскизы маленького размера. Это ведь нормально, что у художника есть эскизы? Их много, 5-6 к каждому портрету. Да, они сделаны в виде комиксов. Мне скучно просто так цвет подбирать. Пузырь с текстом не мешает поиску нужного тона, но существенно облегчает рутинную ремесленную работу. Так вот, эскизов больше тридцати. Вы знаете такое количество оппозиционных лозунгов? Я  нет. Собачки говорят все подряд, как в туркменской народной песне: что вижу - про то пою, «Зенит — чемпион», например, или «Иди в жопу». Пара протестных слоганов попала, конечно, и все видят только их. Это не критика, а своеобразный репортаж: я наблюдаю и фиксирую ситуацию. А по поводу происходящего в стране моя позиция предельно лаконична: мне все это не нравится.

Ваш метод, очевидно, - сарказм, едкая сатира. Считаете, такой подход в искусстве по-прежнему действует?

Я считаю, что такой подход губителен. Но «жить в обществе и быть свободным от общества невозможно». Сначала нужно общество менять, тогда и художники смогут не отвлекаться и заниматься своим делом, решать пластические задачи, скажем, а не превращаться в вульгарных политологов.

Помимо принтов и акварелей, в экспозиции будут трехлитровые банки с рогами и копытами. Расскажите, пожалуйста, откуда взялся этот потрясающий образ?

Я родилась на Украине, в детстве в каждом доме видела всевозможные заготовки. Они меня завораживали. И очень огорчало то, что вся эта красота потом будет съедена. Ни одной заготовки я в своей жизни не сделала, можете трактовать это как протест против общества потребления, разрешаю. Теперь я использую банки как инструмент и как творческий метод. В моем предыдущем проекте «Пиономания», который тоже трактуют как социально-политический, в банки были закатаны пионы. В «Бешеных псах» в банках части крупного рогатого скота. Это опять про иллюзии. Большое думает, что маленькое ему не страшно, не сможет его разрушить. Но большое тоже может ошибаться.

В кураторском тексте Олега Шишкина высказывается мысль, что вы в «Бешеных псах» наезжаете на «креативный класс», и в частности политизированных художников, потому что уверены: искусство не должно заниматься политикой, а заниматься ему следует лишь эстетическими задачами.

Я так не считаю. У меня иногда бывают и социальные, и политические работы. Я ведь очень люблю совмещать текст с изображением, занимаюсь этим еще с конца 80-х. В текстах всякое проскакивает. Но каждый должен заниматься своим делом. Художник делает проект, критик его трактует. Потом кто-то трактует критика и вывешивает в сети совсем уже извращенную версию, следующий, кому нужно писать про этот же проект, заходит в сеть, и так далее. Потом в сеть заходит художник и чуть ли не в обморок падает от того, что ему приписывают. То он левый, то правый, то политически ангажированный, то предельно аполитичный. Это происходит и с моими проектами. Я уже даже не реагирую на это. Я считаю, что художник должен заниматься тем, чем ему нравится. Это такое счастье  быть художником, это освобождает от любых рамок и дает невероятную свободу. Хочу сегодня политическое рисовать, а завтра гламурное, а послезавтра и вовсе ничего делать не буду буду с друзьями шампанское пить. Для меня важно, чтобы все было качественным  и принты, и живопись, и графика, и шампанское. Это не вопрос эстетики: art brut тоже бывает невероятно качественным. То же самое и политическое искусство, и феминистское. Любая идея может быть усилена качественной работой, а может быть просто убита дурным исполнением. Как в музыке или кино, да где угодно.

Ваши прошлые проекты ("Familia", "Корпоративный сон"), тем не менее, находятся вполне в «левом» русле критики общества потребления, корпоративного сознания и т.д. Почему на этот раз объект вашей атаки изменился?

«Бешеные псы» еще больше в таком русле, чем прежние проекты. Всех просто запутала трактовка трактовок. Любая критика общества это уже левизна. На вашем сайте написано, например, что это «остроумная критика слева». Но тогда это уже самокритика. Я несу ответственность за свой проект, но не могу нести ответственность за чужие интерпретации и переписанные до неузнаваемости пресс-релизы. У меня не изменился объект атаки, я вообще никого не атакую. Я уже говорила, это дневник наблюдений, без оценок и рекомедаций.

Не могу не задать вопрос, который вы, наверное, слышали не раз. То, что вы делаете, как-то связано с феминизмом, вообще с этой традицией? Имею в виду прежде всего проект «Как я провел лето», но и другие тоже.

Да, это мой «любимый» вопрос. Я сразу в гламурную собачку превращаюсь. Злую. Где же это вы усмотрели феминизм в «Как я провел лето»? Он уж тогда антивоенный. А война, знаете ли, это пиздец для всех и мужчин, и женщин. Где там феминизм? Потому что иголкой пришито? Вот это меня и бесит. Если баба накрасила чего, или сфотографировала, а уж если еще и шьет  то точно феминистка. Ни хрена! Меня даже Туркина в выставку не включила (Имеется в виду проходящая сейчас в Москве выставка «Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней» кураторов Олеси Туркиной и Марины Лошак Прим. ред.), знает, что я это терпеть не могу. Хотя многие проекты действительно феминистичны. Но сейчас общество такое. Влияет оно на меня плохо. Нужно в Тибет валить.

В последнее время власть явно неравнодушна к современному искусству, чего не было, допустим в 90-е годы: имею в виду и запреты выставок, и громкие судебные процессы, и прочее. К чему такая ситуация может в будущем привести?

К чему может привести озабоченность власти искусством, мы уже проходили и всё об этом знаем. Будем опять эзоповым языком выражаться. Не цветочки же рисовать.


Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 6 авг., 2014
    Комментарий удален

Читайте также