Ручная работа. Рафаил Ароев

Музыкант с детства интересовался устройством струнных, выучился на скрипичного мастера и сейчас изготавливает инструменты для оркестровых солистов и студентов в своей мастерской.

Рафаил Ароев

Возраст: 30 лет
Образование: СПбГУ
Направление: скрипичный мастер

Скрипка со мной с детства – с тех пор, как родители привели меня в музыкальную школу. Добиться хорошей техники игры мне не удалось, но я неплохо умел передавать эмоциональные оттенки. Своего педагога я постоянно засыпал вопросами об изготовлении той или иной детали скрипки. Он в ответ пожимал плечами и говорил, что об этом нужно спрашивать у мастеров.

С 12 лет, вырезая лобзиком, я интересовался вопросом, как согнуть тот или иной материал в форме полусферы. Позже, будучи студентом, совершенно случайно узнал телефон человека, который смог бы ответить на мои вопросы. Им оказался известный не только в России, но и Европе мастер Владимир Якименко. Он сам бывший музыкант, а изготовлением скрипок занимается уже около 40 лет. Я позвонил ему, назначил встречу, но Владимир попросил прийти с двумя предметами – остро заточенным ножом и карандашом. Карандаш, в свою очередь, должен был быть отточен не обычным способом, когда придают одному из кончиков конусовидную форму, а весь карандаш – от кончика до верха - должен представлять собой сплошной ровный конус. Я выдержал экзамен, и мастер стал моим учителем на долгие годы.

Под его руководством я прошел через большое количество реставрационных работ, а также многократное выполнение разных элементов скрипки, отчего обучение иногда напоминало профессиональные спортивные тренировки. Все это дало возможность стать неплохим мастером и создавать качественные инструменты.

В 2007 году одной детской музыкальной школе потребовался мастер по ремонту музыкальных инструментов. Поначалу приходилось очень непросто — дети ломают инструменты и смычки именно так, что можно научиться почти всем приемам реставрации. В 2009 году я арендовал помещение и открыл свою мастерскую. Большинство новых и все реставрированные мною инструменты стали выходить под маркой Avichi Hand Made. Несмотря на это, я до сих пор работаю в детской музыкальной школе, правда играть стал меньше – огрубели руки, да и времени не хватает.

Скрипка – это акустический инструмент, и для того, чтобы добиться хорошего звучания, нужно соблюдать некоторые обязательные условия. Верхняя дека и каркас корпуса делаются из ели – это самый звукопроводный вид древесины. Все остальное — из клена. При этом верхняя и нижняя дека полностью вырезаются из массива дерева в виде полусферических пластин с определенными толщинами по всей поверхности. От выбора этих двух пород и страны-заготовщика древесины зависит очень многое. В основном, материалы я заказываю через интернет. В России нужную мне древесину можно приобрести на Урале и на юге, в Европе - в Италии и Швейцарии, но материал там стоит дороже, потому себестоимость инструмента увеличивается.

Соединяются все детали друг с другом с помощью натуральных клеев – осетрового и мездрового. При окончательной отделке дерева используются определенные составы на основе пчелиного воска и прополиса, естественных консерваторов древесины, и после этого поверхность покрывается масляным или спиртовым лаком.

Создание скрипки – процесс кропотливый и полностью занимает примерно 2-3 месяца. Мастеровые скрипки ценятся дороже тех, что можно купить в магазине — сделанных фабричным способом без точной настройки дек и с применением синтетических материалов. В Европе средняя цена мастеровой скрипки начинается от 3 тыч евро, у нас же инструмент можно найти дешевле 2 тысяч евро.

Мои клиенты – это люди, которым нужен такой инструмент для профессиональных целей – музыканты разных групп и оркестров, а также студенты. Оркестровые, правда, привередливые, но и среди них находятся желающие. Цена — в пределах 70 тысяч рублей, в зависимости от материала. Фабричные аналоги стоят от 3 тысяч рублей, ценовой максимум – 25-30 тысяч рублей. Но профессионалы сразу же замечают разницу между мастеровым и фабричным инструментом: качество древесины, синтетически лаки, — все это «сбивает» звучание.

Иногда сталкиваешься и с необычной работой. Например, сейчас делаю одному музыканту электроконтрабас, но только без корпуса. Сам по себе контрабас – большой инструмент, выше человеческого роста. Заказчик попросил сделать компактный вариант, чтобы было удобно его транспортировать. Поскольку это электроконтрабас, то размер не будет сказываться на качестве звучания.

Помимо музыкальной стороны скрипки есть еще сторона научного исследования ее физических свойств. Знание зависимости веса дерева, его плотности и толщины от физических свойств будущего звука может подсказать исследователям, как в таком случае прийти от данных параметров звука к определенным толщинам и форме инструмента. Это на шаг приблизит к разгадке уникального звучания некоторых старых инструментов, да и вообще внесет вклад в современные представления об акустике. В нашей стране такие исследования пока не проводятся.

Текст: Михаил Стацюк

Фото: Лена Насибуллина


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме