Почему «История одного назначения» Авдотьи Смирновой – один из самых важных фильмов года?

Сегодня, 6 сентября, в прокат вышла картина Авдотьи Смирновой «История одного назначения».  «Собака.ru» посмотрела костюмную драму о милосердии и Льве Толстом на «Кинотавре» и не сомневается: это один из самых актуальных фильмов 2018-го, несмотря на его кажущуюся историчность. 

«История одного назначения» основана на реальных событиях из жизни Льва Толстого – ярый противник смертной казни пытается спасти от расстрела солдата-писаря Шабунина. Доведенный до отчаяния, он в состоянии аффекта ударил по лицу польского офицера – ротного командира Яцевича. В армии христианские постулаты не действуют и вместо того, чтобы подставить другую щеку, тот написал рапорт. Теперь судьбу полуюродивого писаря должна решить военная судебная «тройка»: поссорившийся с отцом-генералом и попросивший назначение в уездный полк юный поручик Григорий Колокольцев, разжалованный в прапорщики пьяница Стасюлевич и опасающийся неожиданных проверок полковник.

 


Авдотья Смирнова

Режиссер

У меня не было задачи рассказать о сегодняшнем времени метафорически и спрятаться за XIX век. В России поток времени не устроен линейно. Ответ на вопрос «Почему так?» только один – потому что это здесь.

Традиционный сценарный дуэт Авдотьи Смирновой и Анны Пармас на этот раз усилился победителем «Большой книги» и автором трилогии о Льве Толстом – Павлом Басинским. В его втором романе о писателе Смирнова и прочла историю Шабунина. Актерский состав из любимых режиссером Анны Михалковой и ее отца Андрея Смирнова пополнился удивительно похожим на молодого Льва Николаевича актером «Гоголь-центра» Евгением Харитоновым и хайповой Ириной Горбачевой (София Андреевна). Мечущегося между «как правильно» и как «по чести» юного Григория сыграл ее брат по папе – Алексей Смирнов.

Впервые Авдотья Смирнова сняла подлинную драму – в ней много гэгов и по-настоящему смешных моментов, но они лишь постепенно прокладывают дорогу от водевильности к главному посылу фильма. А он, как бы высокопарно это ни звучало, говорит о первичности гуманизма: милосердие важнее закона и для торжества высшей правды от права иногда надо отступать.

Представляя картину, режиссер говорила об уголовном деле «Седьмой студии»: аресте Кирилла Серебренникова и Алексея Малобродского – ситуациях, где этот принцип не срабатывает, несмотря на многочисленные коллективные обращения культуртрегеров.


Авдотья Смирнова

Режиссер

В какой-то момент я осознала, что в моем положении правильно отказаться от государственных средств, и я это сделала, хотя фильм изначально участвовал в питчинге Фонда кино. Это удалось благодаря собравшемуся пулу продюсеров, среди которых мой муж Анатолий Чубайс, Сергей Сельянов, Оксана Барковская и многие другие. Друзья и родственники скинулись, чтобы мы могли сделать картину (в титрах указана благодарность Роману Абрамовичу – Прим. ред.).

Картину начали летом 2015-го, когда никаких контекстов еще не было, тем удивительнее, что время в России, по мнению Авдотьи Смирновой, не линейно и все вечные и проклятые вопросы возвращаются в переосмысленном виде. Поэтому костюмная драма о 1866-м оказалась чуть ли не самым современным фильмом «Кинотавра».

Режиссер виртуозно умеет управлять эмоциями, но намеренно не пережимает и делает по-хорошему «мужскую» картину: вместо слезливого финала она оставляет его просто тяжелым и тем самым продолженным – без катарсиса-выхода.

Текст: Елена Анисимова

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также