15 лучших русских фильмов 2015 года

Тяжелая притча про Левиафана и патриотический блокбастер, кладбищенская комедия и новогодний сюрреализм: если какой-то из этих отечественных фильмов вы пропустили — горячо рекомендуем внести его в лист ожидания на предстоящие новогодние каникулы.

  • «Левиафан»

    Главный русский фильм года, номинированный на «Оскар», вызвал в медиа и блогосфоре такой ажиотаж, граничащий с истерикой, аналогичного которому пока, пожалуй, и не было. Картина Андрея Звягинцева, главную женскую роль в которой исполнила Елена Лядова, хороша тем, что ее можно (и наверное, даже полезно) прочитать как безжалостное социальное высказывание о сегодняшней России. Но допустима и версия, согласно которой история простого человека, раздавленного репрессивной машиной, — холодная метафизическая притча в типично звягинцевском духе.

  • «Батальонъ»

    Патриотическая драма петербургского режиссера Дмитрия Месхиева о реально существовавшем женском батальоне, который весной 1917 года был сформирован Временным правительством. Целью его создания было «поднятие духа» солдат-мужчин на фронте. Нужно отметить блестящий актерский состав (Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова и другие), а также тот любопытный идеологический тренд, которому месхиевский фильм отвечает: с недавних пор первая мировая война в официальной риторике из «бессмысленной империалистической бойни» превратилась в «эпоху славы русского оружия».

  • «Однажды»

    Ностальгическая картина режиссера и продюсера Рената Давлетьярова, открывавшая прошлым летом выборгский кинофестиваль «Окно в Европу». Фильм снят по повести Юрия Короткова «Американка» (причем по этому же тексту в 1997-м выходил одноименный фильм Дмитрия Месхиева с понятной, учитывая эпоху, прокатной судьбой). Кино про советскую молодежь 70-х: брюки-клеш, бобинные магнитофоны, фарцовка, драки район на район и любовь главного героя к жестокосердной красавице.

  • «Чайки»

    Дебютный полный метр молодого режиссера Эллы Манжеевой, родившейся в Калмыкии, а первый диплом получившей в Петербургском Институте Кино и Телевидения. В центре сюжета жена рыбака, живущая в приморском калмыцком городке и от мужа желающая уйти. Режиссер и исполнительница главной роли, модель с калмыцкими корнями Евгения Манджиева, лицо Moschino и M.A.C., сделавшая показы Lanvin и Alexander McQueen, даже попали с этой лентой в программу «Форум» Берлинского кинофестиваля. Подробнее о Евгении и ее фильме читайте в нашем интервью.

  • «Парень с нашего кладбища»

    Комедийный кладбищенский триллер, снятый молодыми дебютантами братьями Чижиковыми под продюсерским контролем Сергея Сельянова. Главный герой — охранник скорбного заведения в исполнении Александра Паля, который прославился ролью витального гопника в народной комедии «Горько».

  • «Спасение»

    Четвертый игровой фильм Ивана Вырыпаева — изначально автора важнейших для отечественной «новой драмы» пьес. В новой картине католическая монахиня (ее играет непрофессиональная актриса, художница Полина Гришина), отправляется для служения в высокогорный Ладакх, часть индийского Тибета. Разумеется, соприкосновение с нехристианской культурой не может не привести к духовному перевороту и переоценке всех ценностей. Кинематограф Вырыпаева многие язвительно критикуют за искусственность, надрыв и нарочитую, но не слишком убедительную тематизацию «просветления». Однако в любом случае, это один из самых необычных русских фильмов года.  

  • «Сохрани мою речь навсегда»

    Лирический фильм документалиста-экспериментатора Ромы Либерова о жизни и смерти великого поэта Осипа Мандельштама, выполненный в сложной форме киноколлажа: постановочные съемки с участием Виктора Сухорукова, Инны Чуриковой, Чулпан Хаматовой и других, совмещены с рисованной и кукольной анимацией.

  • «Райские кущи»

    Одно из действительно важных событий отечественного киногода, снятая Александром Прошкиным ( автором нескольких выдающихся фильмов, от «Холодного лета 53-го» до «Русского бунта») современная версия пьесы Вампилова «Утиная охота», канонического в новейшей литературе произведения о неприкаянном интеллигенте, «лишнем человеке». Новых Зилова и Галину играют Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова.

  • «Он — дракон»

    Фэнтези-мелодрама, снятая студией Тимура Бекмамбетова. Согласно синопсису, действие любовного романа юноши-дракона и украденной им княжны разворачивается в вымышленном мире, напоминающем идеализированную Древнюю Русь. В фильме в заглавной роли дебютирует 28-летний Матвей Лыков — сын актера Александра Лыкова, в прошлом модель, а в будущем наверняка постер-бой.

  • «Родина»

    Долгожданный фильм Петра Буслова, самая громкая премьера последнего «Кинотавра» — притом, что драму о россиянах в Гоа показывали вне конкурса. Среди героев бусловской картины: сдающие двушку в Москве пофигисты-дауншифтеры, дерганная жена бизнесмена, неохиппи-психонавт, простой новосибирский парень в поисках духовного детокса.

  • «Духless-2»

    Сиквел драмы Романа Прыгунова по мотивам переставшего быть актуальным романа Сергея Минаева про топ-мендежера, разочаровавшегося во всем вообще, а в московском сильнодействующем гламуре и обществе потребления — в частности. Во второй части Макс (Данила Козловский) живет дауншифтером на Бали, но события бизнес-криминального толка заставляют его вернуться в ненавистную Москву. В 2015-м все это, конечно, смотрится как чисто жанровое кино, по причине резкой перемены социального ландшафта.

  • «Хардкор»

    Один из самых интригующих проектов полугодия, фантастический боевик (и отчасти, кажется, даже хоррор) режиссера-дебютанта Ильи Найшуллера, спродюсированный опять-таки Тимуром Бекмамбетовым. Известны немногие подробности сюжета: главный герой приходит в себя в военно-научной лаборатории по созданию людей-киборгов и помнит о себе лишь то, что когда-то был счастливо женат на некоей красавице. Впечатляющий актерский состав: Данила Козловский, Сергей Шнуров, Кирилл Серебренников, Полина Филоненко, Равшана Куркова и многие другие.

  • «Про любовь»

    Анна Меликян, более всего известная грустной романтической сказкой «Русалка» (2007), в прошлом году вернулась на большой экран после внушительного перерыва, да еще с фильмом, сделанным с не свойственной ей прежде интонацией: жесткой, саркастической и даже местами беспощадной. Вслед за «Звездой», историей очередной провинциальной золушки, Меликян сняла схожий тематически и эстетически фильм, фактически альманах из разрозненных микросюжетов. Молодая пара укрывается от свинцовой московской реальности в образах японских аниме-героев. Секретарша, подвергающаяся сексуальному домогательству босса, мучительно размышляет, как ей быть. Японка приезжает в российскую столицу, чтобы найти бойфренда. Новая картина Меликян собрала впечатляющий актерский состав: Рената Литвинова, Владимир Машков, Евгений Цыганов, Михаил Ефремов, Мария Шалаева, Равшана Куркова, Юрий Колокольников — это лишь часть кастинга.

  • «Ангелы революции»

    Новая работа уральского режиссера Алексея Федорченко, сделанная, как и две предыдущие, в соавторстве с казанским писателем Денисом Осокиным. Дебютом Федорченко был остроумный мокьюментари «Первые на Луне». Затем он ушел в этно-артхаус, сняв «Овсянок» и «Небесных жен луговых мари». Новый фильм — трагическая мистерия о неосуществившемся революционном проекте В основе — реальная история из 30-х годов: бригада художников-авангардистов прибыла в заповедную глушь к ханты с миссией учредить новую жизнь с больницами, школами и передовым искусством, но заправлявшие племенем шаманы, посоветовавшись с духами предков, убили культуртрегеров.

  • «Страна ОЗ»

    Екатеринбургский режиссер и драматург Василий Сигарев — постановщик двух в разной степени выдающихся картин: натуралистической сказки про чудовищную мать «Волчок» и одного из самых страшных, мрачных и художественно безупречных отечественных фильмов последней пятилетки, «Жить». На сей раз Сигарев снял новогоднюю комедию, в интервью сравнив ее одновременно с «Южным парком» и «Улиссом», а еще обозначив в качестве анти-«Ёлок». По сюжету, инфантильная героиня (неизменная сигаревская актриса, а также жена Яна Троянова) попадает в большой город накануне нового года, где ее засасывает вихрь безумных событий. В прочих ролях занято целое созвездие: Гоша Куценко, Инна Чурикова, Евгений Цыганов, Александр Баширов, Юлия Снигирь, Алиса Хазанова и другие.

Комментарии (1)
Автор: sobaka
Опубликовано:
Смотреть все Скрыть все

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Andrey Kamonen 31 дек., 2015
    А про говорухинский "Конец прекрасной эпохи" то забыли... Имхо после "Левиафана" лучший фильм года.

Наши проекты

Читайте также