Ситком: прародители и первый блокбастер

Прародители ситкома

На советском телевидении ситкомов не было, а шутить нужно было очень осторожно. Зато был телетеатр юмористических миниатюр «Кабачок “13 стульев”» с Ольгой Аросевой, Михаилом Державиным, Спартаком Мишулиным в образах пани Моники, пана Ведущего и пана Директора — действие происходило якобы в Польше. Улицы городов пустели, а показатели преступности падали в часы эфира «Кабачка»: в «заграничном» сериале наша актриса пела голосом почти западной Марыли Родович, могла прозвучать песня Далиды или появиться в кадре дама в платье от Диора. Показательно, что даже этот самый длинный в советской истории телесериал, где «острые» репризы сводились к проблеме выведения пятен в химчистке или несоблюдения расписания автобусов, был в конце концов прикрыт пугливым начальством


«Моя прекрасная няня»

первый блокбастер новейшего времени

Классическая во всем, начиная от 26-минутного метража, подверстанного под рекламные паузы, и заканчивая американской первоосновой (фильм базируется на популярном заокеанском шоу The Nanny 1990-х), «Моя прекрасная няня» растопила лед зрительского предубеждения по отношению к отечественному ситкому и продержалась в эфире семь сезонов. Грандиозный семейный телехит СТС пришелся на времена эпохального директорства Александра Роднянского, преобразившего нишевый молодежный канал в «первый развлекательный». Адаптированный ситком № 1 в России, «Няня» изменила парадигму развития наших телеканалов: вместо показа покупных историй началось производство их отечественных аналогов. Главным достижением «Няни» хочется назвать удачное переложение не нашего сюжета на российские обстоятельства: гэкающая уроженка Мариуполя в Москве (Анастасия Заворотнюк) — что может быть понятнее? Ну и, конечно, исключительно удачный актерский ансамбль: язвительный дворецкий Константин Николаевич (Борис Смолкин), «змея подколодная» Жанна Аркадьевна (Ольга Прокофьева), хозяин дома инфантильный продюсер Максим Викторович (Сергей Жигунов) и незабываемая Любовь Полищук в роли жовиальной мамы главной героини.

«Она работала в бутике в Бирюлево» — фраза из открывающей каждую серию песни многое объясняет во внешнем облике героини, которая вместе со всей страной прошла путь от турецкого люрекса до почти настоящего «Армани».

Анастасия Заворотнюк

«Моя прекрасная няня» превратила малоизвестную актрису театра-студии Олега Табакова в настоящую звезду. Малоправдоподобная, казалась бы, история перемещения на реактивном социальном лифте из «спальника» Москвы в манящий мир гламура отразила типичные ожидания наивного народонаселения и породила в 2000-е массу подражаний, от сериала для секретарш «Не родись красивой» до претенциозного «Глянца» Андрея Кончаловского, героиня которого в исполнении Юлии Высоцкой во всем, кроме цвета волос, копия «няни Вики». К последнему сезону даже Сергей Жигунов настолько поверил в сюжет, что в реальности развелся с женой и устроил свадьбу с Заворотнюк, чтобы через год одуматься и вернуться в семью. Вот это уровень погружения в профессию!

Когда речь идет о ремейках, самой большой проблемой становится перенос лицензированных американских обстоятельств в скромные российские реалии. Подчас эту проблему не удается решить даже вполне удачным проектам. Например, в ситкоме «Счастливы вместе» семья не слишком успешного продавца дамской обуви Гены Букина (Виктор Логинов) живет в огромной двухэтажной квартире, а ее главе хватает крохотной зарплаты даже на регулярное посещение стриптиз-бара. Зрителю остается только смириться с этой мерой экранной условности.
sobaka,
Комментарии

Наши проекты