Make me unsee it: Петербург в трэш-кино

Сочинение на тему «Санкт-Петербург, который вы не захотите видеть»: «Собака.ru» обратилась к эксперту по советскому кооперативному трэш-кинематографу начала 1990-х (автору блога «Жан-Люк, я твой отец»), чтобы он составил список фильмов, в которых наш город предстает самым безумным местом на планете Земля.

Позже режиссеры, актеры и операторы, работавшие над этими лентами, станут приличными людьми  сделают юмористическую передачу «Городок», снимут клип Леониду Федорову, будут продюсировать фильмы Грымова и Хомерики, но на заре капитализма в России они оторвались с размахом. Все ходы записаны. Самое пристойное, что происходит в этих фильмах: Джигурда купается в снегу, зомби из канализации нападают на индейского вождя недалеко от Дворцовой площади, светила науки разгружают вагоны, трансвеститы грабят рестораны, ельцинисты бьют гопников у Казанского собора, а по Неве мчится катер с упакованным в целлофан саксофонистом. 

 

«Это странный призрак на­стоящего города, именно тот город на костях, про кото­рый написал Набоков. В нем вещи такие же живые, как и люди. Петербург необыкновенный город. С одной стороны, это холодный, мрачный каменный город, но с другой — это центр культуры. Петербург часто затопляла Нева, словно смывая с него накопившиеся пороки. Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди»

«Образ Петербурга
в произведениях Н.В. Гоголя»
Из сборника «В помощь школьнику:
Сто золотых выпускных сочинений»

 

«Восхищение и ненависть — вот два чувства, что неизменно будит этот город, именно их неразрывное слияние и составляет существо любви к нему, которая прошла долгим и мучительным путем через Петербург-Петроград-Ленинград и до сих пор жива и в кинематографе»

Аркадий Ипполитов, искусствовед
Из статьи «Приключения петербургского
змея до и после перестройки»
(журнал «Сеанс», №17/18)

 

 

Анекдоты

Режиссер Виктор Титов, 1990 

Масштабный актерский капустник на основе народного творчества и по сценарию одного из основных авторов «Бандитского Петербурга». Рассказчик (Александр Абдулов) травит несмешные анекдоты в теплом кругу пациентов местной психлечебницы: Маркса, Ленина, Эйнштейна, Чапаева (Виктор Бычков) и Бетховена (Николай Фоменко). На съемках этого фильма познакомились Илья Олейников и Юрий Стоянов, и передача «Городок» по своей концепции подозрительно напоминает именно «Анекдоты».

 

Счастливого рождества
в Париже! Или банда лесбиянок

Режиссер Ольга Жукова, 1991 

Назвать свою картину как можно более по-идиотски — обычная практика для режиссеров «кооперативной волны». Но и здесь, как видите, есть свои рекорды.
Безусловное украшение «Банды лесбиянок» — закутанный в трусы бог любви Никита Джигурда, который два года спустя снимет боевик по мотивам своих песен «Супермен поневоле, или Эротический мутант». Больше в «Банде лесбиянок» смотреть не на что, ну разве что пара моментов: когда звезда сериала «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво …» Алика Смехова участвует в лесбийской групповухе или когда артист Толоконников (Шариков из «Собачьего сердца») танцует в обнимку с негром.  

 

Действуй, Маня!

Режиссер Роман Ершов, 1991

Герои фильма (нечто среднее между «Робокопом» и поздним Гайдаем), программист и генный инженер, создают искусственную женщину для борьбы с мафией. Несмотря на фантастичность темы, «Маня» дает вполне правдивый срез ленинградской жизни начала 90-х: светила науки разгружают вагоны, трансвеститы грабят рестораны, милиция безмолвствует. Вступительные титры идут на фоне порнографических открыток. Надо заметить, вкус к женской фактуре у режиссера Ершова исключительный: в этом году выходит его новая комедия с Анной Семенович. Здесь же бабу-робота играет дочь оскароносца Юлия Меньшова, еще не ставшая первой феминисткой на ТВ с передачей «Я сама».

 

Клоунада

Режиссер Дмитрий Фролов, 1989

23-летний Дмитрий Фролов первым в России переложил рассказы Хармса на пленку. Из-за чего прослыл классиком независимого кино задолго до того, как стал лауреатом «ТЭФФИ-2008» и снял клип на песню Леонида Федорова «Зимы не будет». Отсебятина «Клоунада», как может, передает свирепый абсурд хармсовских сюжетов. Само собой, здесь не обходится без Александра Сергеевича Пушкина — его, как жука, растопчет матрос. Кроме того, фильм содержит вторую по счету откровенную постельную сцену в истории советского кино (после «Маленькой Веры»).

 

Колесо любви

Режиссер Эрнест Ясан, 1994

Добрая и юморная мелодрама с Михаилом Пореченковым в роли надомной проститутки, — частый гость телеэкрана и в наши дни. Телеканалы не смущает, что «Колесо любви» на четверть состоит из крутой обнаженки, озвученной мелодиями лауреата премии Правительства Санкт-Петербурга Андрея Сигле (в дальнейшем — постоянный композитор Александра Сокурова). Особое очарование фильму придает то, что похабная хроника «бизнеса по-питерски» в какой-то момент превращается в повесть о чистой любви. Ничего удивительного тут нет — премудростям ремесла Эрнеста Ясана обучил автор термина «лирическая комедия» Георгий Данелия. 

 

Невеста из Парижа

Режиссер Отар Дугладзе, 1992

Картина о неудавшейся смене ПМЖ по определению не может быть чистой комедией. Особенно, если героям хотелось переехать в Париж: вспомним «Окно в Париж» и «Увидеть Париж и умереть». В своей первой и единственной киноленте Отар Дугладзе обсмеивает общественно-политические реалии новой жизни, формулу которой, по выражению Дмитрия Быкова, составляли «выживание, политика, туда-сюда». Во время очередного митинга героиня, та самая невеста из Парижа, забывает про осторожность, и мелкая стычка в мгновение ока разрастается до грандиозного побоища у ступеней Казанского собора. Монархист бьет коммуниста, ельцинисты — гопников, ну и дальше по кругу. 

 

Оно

Режиссер Сергей Овчаров, 1990

Амбициозная экранизация «Истории одного города» (читай, Ленинграда) вышла куда страшнее американского «Оно» по Стивену Кингу. Тут клоун из ада —  актер Александр Половцев, будущий майор Соловец из «Ментов» и папа из рекламы сока «Моя семья». Его герой, бешеный панк Парамоша, учит ленинградских школьников слетать с катушек на отличненько. После просмотра становится ясно, почему в Петербурге до сих пор предпочитают альтернативное название бесконечного сериала про бравых легавых — «Улицы упитых упырей». 

 

Особенности русской бани

Режиссер Алексей Рудаков, 1999

Неофициальное продолжение «Особенностей национальной охоты» в жанре софт порно. Компания размякших москвичей, развесив уши, внимает откровениям банщика Митрича. В бородатом конферансье с ужасом узнаешь Виктора Бычкова (всего через три года он получит премию «Золотой орел»). Продюсер «Бани» Михаил Бабаханов — человек и вовсе интересной судьбы: все 90-е снимал эротику разной степени тяжести («Секс-вампир в России», «Оргазм под бой курантов»), а к концу нулевых стал вкладывать деньги в чисто фестивальные картины Грымова и Хомерики.

 

Черный фраер

Режиссер Глеб Михайлов, 1999

Пародийный реквием по главным «последним героям» отечественного кино, начиная с Моро из «Иглы» и заканчивая Данилой Багровым. Накачанный Черный Фраер, которого играет сам режиссер, методично обхаживает летний Питер и карает все на своем пути: ослепляет продавца сахарной ваты за отсутствие медкнижки, избивает подростков — тоже за дело и т.д.
Маршрут темного рыцаря услужливо размечен титрами: зрителю, например, сообщают, что сцена ограбления, избиения и попытки изнасилования пожилой гражданки снималась в Центральном районе. За кадром триумф добра приближают песни группы «Виктор», профессиональных эпигонов Виктора Цоя.

 

Музыкальные игры

Режиссер Виталий Аксенов, 1989

«Фантазия для Корнелюка с бревном», — гласит подзаголовок этого музыкального фильма. Он несколько похож на выступления «Популярной Механики», тем более, что автором сценария значится Сергей Курехин. Андрей Вознесенский, рифмующий «кооперация» с «рацио», звукорежиссер «Алисы» и «Кино» Алексей Вишня с песней про суицид, а также бурятские шаманы вперемешку с байкерами — самое невинное из того, что можно увидеть в «Музыкальных Играх». География съемок обширна: вот по Неве мчится катер с упакованным в целлофан саксофонистом, а финалистки конкурса красоты «Белая ночь» расстреливают итальянских мафиози в районе метро «Приморская». В нашем отрывке — зомби из канализации нападают на индейского вождя недалеко от Дворцовой площади.

 

Текст: Дмитрий Буныгин

Комментарии (4)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 6 авг., 2014
    Комментарий удален
  • Гость 9 июня, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Ваши покупатели Ваши покупатели
  • Гость 23 мая, 2014
    Здpавcтвуйтe! Вac интеpеcуют kлиентcкие базы данных? Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных?
  • Гость 7 мая, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! [url=http://prodawez.blogspot.ru/]Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!![/url]

Наши проекты

Читайте также