Как «Манеж» за два года стал образцовой штаб-квартирой современного искусства

Меньше чем за два года после цивилизованной реконструкции «Манеж» стал одним из важнейших выставочных пространств Петербурга. Рассказываем, как и благодаря кому это произошло.

  • Слева направо: на Геннадии: сорочка, брюки и свитер Brooks Brothers (Brooks Brothers), ремень BoscoFresh (BoscoFresh); на Вере: жилет, брюки и шляпа Max Mara (Max Mara); на Павле: брюки и сорочка BoscoFresh (BoscoFresh); на Юрии: жилет, шарф, шляпа и ремень Brooks Brothers (Brooks Brothers), сорочка и брюки BoscoFresh (BoscoFresh); на Елизавете: платье и жилет Marina Rinaldi (Marina Rinaldi); на Светлане: платье Marina Rinaldi (Marina Rinaldi); на Марине: свитер и брюки Max Mara (Max Mara), шляпа Paul Smith (BOSCOFAMILY); на Анне: платье и шляпа Max Mara (Max Mara); на Анне: плащ Etro (BOSCOFAMILY), топ Max Mara (Max Mara); юбка Marina Rinaldi (Marina Rinaldi)

27 июня «Манеж» отпразднует свою вторую годовщину — в этот день в 2016 году памятник архитектуры с двухвековой историей открылся после масштабной реконструкции. Павел Пригара, который возглавил Центральный выставочный зал меньше чем за год до этого события, привел тогда с собой архитектора Александра Кривенцова (мастерская «Циркуль»), в результате усилий которого брежневский полированный мрамор и тяжелый архитектурный брутализм времен застоя сменились зрительно легким светлым пространством с деревянными панелями. «Всемирный клуб петербуржцев» в прошлом году внес «Манеж» в «Белую книгу» объектов, отреставрированных в соответствии с художественными традициями Петербурга, — архитектору есть чем гордиться.

 

 

К моменту окончания строительных работ у нового директора и ставшего председателем Попечительского совета ЦВЗ ректора Академии художеств Семена Михайловского созрела четкая цель: за короткое время создать залу репутацию, которая позволила бы показывать здесь проекты мирового уровня.

Стремительно вошедший в новый для себя мир искусства Павел Пригара собрал команду профессионалов, принципы формирования которой он определяет так:

«Любой проект — это пазл, который складывается из многих частей. Без каждого конкретного человека он становится другим, сущность меняется. Мы не только что-то создаем, но и всегда преодолеваем, в том числе равнодушие. И для своей команды ищем людей неравнодушных. Еще одно важное слово для нас — „амбиции“. Материальное вознаграждение в сфере искусства не может быть и не является главной движущей силой — „Манеж“ поощряет и помогает реализовывать личные амбиции каждого. Мы ищем людей с амбициями».

  • Директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара

В течение последних двух лет выставочные проекты на Исаакиевской, 1, следуют один за другим и бывают очень непохожими по идеологии, дизайну экспозиции и по публике, которую они привлекают, — и в этом, наверное, главное новшество. «Манеж» может знакомить с Greek contemporary в рамках выставки «Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день» с участием пяти крупнейших музеев Греции и в то же время устраивать выставку к 80-летнему юбилею Союза художников.

 

 

«„Манеж“ уникален для Петербурга. Мы не музей, — объясняет Павел Пригара. — Конечно, нам сложно конкурировать с институциями, у которых есть собственная художественная коллекция. Но она в музеях часто довлеет над художниками, кураторами, сотрудниками. Мы же стараемся такого давления избегать: у нас больше свободы, и мы эту свободу используем, чтобы оставаться всегда актуальными. Все наши проекты разные — и концептуально, и технологически, и организационно. Объединяет их все лишь одно слово — „интересный“. Те, кто выставляются у нас, оказываются в пространстве возможностей. А они очень разные и рассчитаны на разных людей. Для нас это важно: мы не замыкаемся на определенной аудитории».

Команда ЦВЗ запустила формат выставочных проектов #Притяжение, предусматривающих сотрудничество «Манежа» с ведущими российскими культурными институциями: уже состоялись коллаборации с московскими «Винзаводом», «Манежем» и галереей «Триумф».


«Манеж» — редкий пример «безбарьерной» среды, которой в городе ощутимо не хватает

Юбилей Центрального выставочного зала экспозицией «Искусство принадлежит народу» открывшегося 6 ноября 1977 года в бывшем Конногвардейском манеже, приспособленном позднее под гараж НКВД, его нынешняя команда отметила выставкой «70-е. Сопричастность» и книгой к 40-летию в дизайн-макете Дмитрия Барбанеля.

  • Чжэн Минъян, Ян Давэй «Ветер», выставка «Китайская армия»

«Манеж» теперь не только выставочный зал, но и площадка для концертов и мультимедийных представлений, конференций, дискуссий и встреч с художниками. ЦВЗ расширяет пространство вокруг себя как в буквальном смысле — включая в свою орбиту и площадь у западного фасада «Манежа», где в рамках программы Manege Outdoor появляются то катальная горка-инсталляция «Нос Кваренги», то легендарный дом-конструктор Жана Пруве, ставший важной вехой в развитии дизайна, то работы уличных художников, — так и в символическом, собирая вокруг каждой выставки сообщество волонтеров и арт-медиаторов, транслирующих посетителям замысел авторов.

 

 

На фоне остальных петербургских выставочных пространств «Манеж» — редкий пример «безбарьерной» среды, которой в городе ощутимо не хватает. Именно поэтому здесь состоялся организованный вместе с московским Музеем Вадима Сидура инклюзивный проект «Прикосновение»: работы знаменитого скульптора и его петербургских коллег стали доступны незрячим посетителям через тактильное восприятие и вызвали более глубокое понимание искусства у обычных зрителей выставки.

Ректор Академии художеств и комиссар павильона России в Венеции Семен Михайловский выступил в «Манеже» куратором нескольких выставочных проектов. Все началось с «Русских художников на Венецианской биеннале» — с этой экспозиции как раз и началась новейшая история ЦВЗ. Затем последовали выставка современного классика живописи стиля гохуа Цуй Жучжо и «Китайская армия», вызвавшая среди посетителей бурную дискуссию о векторе развития современного российского искусства, а также проект «Преодоление», показавший произведения студентов российских и японских художественных вузов.

Говоря о планах ЦВЗ, его директор формулирует их так:
«Во-первых — мы будем развивать международное сотрудничество на основе того опыта, который получили за два года. Мы считаем, что у Петербурга есть амбиции стать культурной столицей не только России, но и Европы. А для этого „Манеж“ должен стать площадкой, которая будет демонстрировать нашу интегрированность в общеевропейские культурные процессы. Во-вторых, нам важно продолжать быть интересными, не становиться скучными, придумывать новое. Нам было необходимо двухлетнее портфолио, чтобы привлекать в „Манеж“ более крупные проекты. При этом мы продолжаем развивать МИСП (Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков), который находится под „зонтиком“ „Манежа“». Есть план создания в нем постоянной экспозиции, а также появления новой площадки МИСП в городе».

МЕСТО СЪЕМКИ

Исаакиевский сквер

Басков пер., 16

В композицию сквера перед Исаакиевским собором входит памятник Николаю I — первая в Европе конная статуя, у которой только две точки опоры. Во время блокады сквер использовался для выращивания овощей.

 

Благодарим ландшафтное агентство «Мох» за помощь в организации съемки

текст: Павел Герасименко
фото: Алексей Сорпов
стиль: Эльмира Тулебаева
визаж: Алена Кондратьева, Евгения Сомова
прически: Елена Веселова, Диана Стратан (Park by Osipchuk).


«Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии «ТОП50 Самые знаменитые люди Петербурга 2018»:

главный универмаг Петербурга ДЛТ,

Испанский Ювелирный Дом TOUS,

Nespresso

andrey,
Комментарии

Наши проекты