Почему нужно идти на выставку агитфарфора в Эрмитаж?

Хотя революционные экспозиции в Эрмитаже заканчиваются на этих выходных, на ставшие инструментом пропаганды советских ценностей чашки, блюдца и изящные фигурки можно любоваться до апреля. Рассказываем, почему их непременно стоит увидеть.

  • Чернильница с крышкой «Физкультурницы», 1934. Модель Н. Я. Данько (1933). Роспись Т. С. Зайденберг

  • Предметы сервиза «Юбилейный» с монограммами союзных республик и датами «1917–1927»,
    1927. Форма и композиция С. В. Чехонина

  • Тарелка «Кубистическая с молотом»,1919. Композиция С. В. Чехонина, исполнитель росписи М. М. Пещеров

  • Блюдо «Проводы социализма…», 2016. Роспись С. Н. Соколова

В построенном на осколках самовластия дивном новом мире – СССР – искусство стало рупором коммунистических  ценностей. Даже его прикладная форма – дизайн.

В первые послереволюционные годы возник новый феномен – агитационный фарфор. Через лозунги, эмблемы и портреты вождей жителям страны доступно объясняли постулаты коммунизма.

  • Тарелка «Земля трудящимся», 1919. Композиция Н. И. Альтмана, исполнитель росписи С. В. Чекулин

  • Блюдо «Да здравствует 8-й съезд Советов», 1920. Роспись А. В. Щекотихиной-Потоцкой

  • Корпус для настольных часов «Артек», конец 1930-х. Модель Т. С. Кучкиной

  • Блюдо «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», 1977. Роспись Н. М. Павловой

Местом рождения агитфарфора стал завод в Петрограде, а лидером нового направления – его худрук Сергей Чехонин. На выставке представлены как его работы, так и Наума Альтмана, Вениамина Белкина, Марии Лебедевой, Зинаиды Кобылецкой и других.

  • Блюдо «Страдание России», 1921. Роспись А. В. Щекотихиной-Потоцкой

  • Ваза «Великая Советская держава», 1947. Модельщик И. Е. Смирнов (1941). Роспись Л. И. Лебединской

  • Ваза «Пионерский лагерь», 1930. Роспись М. Н. Моха

  • Блюдо «Салют Победы», 1977. Форма А. И. Борисова. Роспись К. Г. Косенковой

Традиции агитационного фарфора 1920-х и его приемы были развиты в последующие десятилетия. Тематика произведений была разной: от героики и романтики «будней великих строек» до освоения Севера, борьбы с безграмотностью и антирелигиозной пропаганды.

В составе экспозиции более ста работ из коллекции Эрмитажа и АО «Императорский фарфоровый завод».

Выставка «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда» в Эрмитаже до 1 апреля.

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также

Новости партнеров