18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Почему нужно идти на выставку агитфарфора в Эрмитаж?

Хотя революционные экспозиции в Эрмитаже заканчиваются на этих выходных, на ставшие инструментом пропаганды советских ценностей чашки, блюдца и изящные фигурки можно любоваться до апреля. Рассказываем, почему их непременно стоит увидеть.

Чернильница с крышкой «Физкультурницы», 1934. Модель Н. Я. Данько (1933). Роспись Т. С. Зайденберг

Чернильница с крышкой «Физкультурницы», 1934. Модель Н. Я. Данько (1933). Роспись Т. С. Зайденберг

Предметы сервиза «Юбилейный» с монограммами союзных республик и датами «1917–1927»,1927. Форма и композиция С. В. Чехонина

Предметы сервиза «Юбилейный» с монограммами союзных республик и датами «1917–1927»,
1927. Форма и композиция С. В. Чехонина

Тарелка «Кубистическая с молотом»,1919. Композиция С. В. Чехонина, исполнитель росписи М. М. Пещеров

Тарелка «Кубистическая с молотом»,1919. Композиция С. В. Чехонина, исполнитель росписи М. М. Пещеров

Блюдо «Проводы социализма…», 2016. Роспись С. Н. Соколова

Блюдо «Проводы социализма…», 2016. Роспись С. Н. Соколова

В построенном на осколках самовластия дивном новом мире – СССР – искусство стало рупором коммунистических  ценностей. Даже его прикладная форма – дизайн.

В первые послереволюционные годы возник новый феномен – агитационный фарфор. Через лозунги, эмблемы и портреты вождей жителям страны доступно объясняли постулаты коммунизма.

Тарелка «Земля трудящимся», 1919. Композиция Н. И. Альтмана, исполнитель росписи С. В. Чекулин

Тарелка «Земля трудящимся», 1919. Композиция Н. И. Альтмана, исполнитель росписи С. В. Чекулин

Блюдо «Да здравствует 8-й съезд Советов», 1920. Роспись А. В. Щекотихиной-Потоцкой

Блюдо «Да здравствует 8-й съезд Советов», 1920. Роспись А. В. Щекотихиной-Потоцкой

Корпус для настольных часов «Артек», конец 1930-х. Модель Т. С. Кучкиной

Корпус для настольных часов «Артек», конец 1930-х. Модель Т. С. Кучкиной

Блюдо «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», 1977. Роспись Н. М. Павловой

Блюдо «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», 1977. Роспись Н. М. Павловой

Местом рождения агитфарфора стал завод в Петрограде, а лидером нового направления – его худрук Сергей Чехонин. На выставке представлены как его работы, так и Наума Альтмана, Вениамина Белкина, Марии Лебедевой, Зинаиды Кобылецкой и других.

Блюдо «Страдание России», 1921. Роспись А. В. Щекотихиной-Потоцкой

Блюдо «Страдание России», 1921. Роспись А. В. Щекотихиной-Потоцкой

Ваза «Великая Советская держава», 1947. Модельщик И. Е. Смирнов (1941). Роспись Л. И. Лебединской

Ваза «Великая Советская держава», 1947. Модельщик И. Е. Смирнов (1941). Роспись Л. И. Лебединской

Ваза «Пионерский лагерь», 1930. Роспись М. Н. Моха

Ваза «Пионерский лагерь», 1930. Роспись М. Н. Моха

Блюдо «Салют Победы», 1977. Форма А. И. Борисова. Роспись К. Г. Косенковой

Блюдо «Салют Победы», 1977. Форма А. И. Борисова. Роспись К. Г. Косенковой

Традиции агитационного фарфора 1920-х и его приемы были развиты в последующие десятилетия. Тематика произведений была разной: от героики и романтики «будней великих строек» до освоения Севера, борьбы с безграмотностью и антирелигиозной пропаганды.

В составе экспозиции более ста работ из коллекции Эрмитажа и АО «Императорский фарфоровый завод».

Выставка «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда» в Эрмитаже до 1 апреля.

Следите за нашими новостями в Telegram
Места:
Государственный музей Эрмитаж

Комментарии (0)