18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

8 причин пойти на выставку о 1970-х в «Манеже»

Празднуя 40-летие, ЦВЗ «Манеж» вернулся к истокам: устроил масштабную выставку ленинградского искусства 1970-х от андеграунда до официоза. Объясняем через 8 ярких фактов, почему экспозиция об эпохе застоя интересна не только специалистам, а в СССР, оказывается, подпольно творили и «советский Поллок», и последние импрессионисты.

Андрей Яковлев "Сопричастность", 1977 Холст, масло. 142 x 232

Андрей Яковлев "Сопричастность", 1977

 

 

 

Холст, масло. 142 x 232

Евгения Антипова "Шахматисты", 1980

Евгения Антипова  "Шахматисты", 1980

Михаил Цэруш "Натюрморт", 1979

Михаил Цэруш  "Натюрморт", 1979

1

Идеология – вещь вредная, а в 40 лет – уже и попросту неприличная. Поэтому в юбилейной манежной экспозиции устроили столпотворение вавилонских масштабов, в котором никто и ничто не забыто: от «официальных» до андеграундных художников. Раритетами из своих запасников с ЦВЗ поделились чуть ли не все музеи и галереи города: от Русского и Эрмитажа до «Пушкинской, 10» и KGallery. На выставке будут как картины привечаемых властью СССР «академистов» вроде Евсея Моисеенко и Андрея Мыльникова, так и работы десятков нонконформистов, выставлявшихся в квартирах и находившихся под постоянной угрозой выдавливания в эмиграцию или репрессий (хоть и не сталинского масштаба). Наилучшая стратегия зрителя – оценивать каждого художника индивидуально: поверх противостояния «советские-антисоветские».

Сергей Ковальский "Созерцание. Композиция в цвете музыки «Концерт для фортепьяно и духовых инструментов» И. Стравинского", 1978

Сергей Ковальский "Созерцание. Композиция в цвете музыки «Концерт для фортепьяно
и духовых инструментов» И. Стравинского", 1978

2

В устройстве экспозиции выдержан «тусовочный» принцип существования неофициального искусства в Ленинграде. На ней покажут работы художников «газаневского движения», названного так в честь первых легальных экспозиций подполья — в ДК Газа в декабре 1974 года и «Невском» летом следующего. В него входили Владлен Гаврильчик, Владимир Овчинников, Глеба Богомолов, Геннадий Устюгов, Анатолий Белкин и другие. «Газаневцы» часто писали картины «чемоданного» размера – в дипломатической ручной клади их отправляли в Париж, Вену и Нью-Йорк, казавшиеся им волшебными точками на карте. 

Борис Кошелохов "Пейзаж", 2006

Борис Кошелохов "Пейзаж", 2006

Борис Кошелохов "Happy New Year", 2005

Борис Кошелохов "Happy New Year", 2005

Борис Кошелохов "Два Большака", работа 2000-х

Борис Кошелохов "Два Большака", работа 2000-х

3

Борис (Боб) Кошелохов, основатель неоэкспрессионистской группы «Летопись» (куда входил и юный Тимур Новиков) был похож одновременно на парижского клошара, русского блаженного и индийского святого – санъясина. В его работах трикстерского толка советская милиция не распознавала арт-объекты. Как-то ему единственному удалось пронести на несанкционированную выставку в Петропавловскую крепость ассамбляж «Восклицание»: ночной горшок и больничную утку, прибитые к доске.

Валерий Лукка "Пейзаж с коровой", 1979

Валерий Лукка "Пейзаж с коровой", 1979

Владимир Ветрогонский "Читтагонг", 1975

Владимир Ветрогонский "Читтагонг", 1975

Владимир Волков "Льнозавод", 1969

Владимир Волков "Льнозавод", 1969

4

В позднесоветском атомизированном обществе принадлежность к компании и тусовке (таких же «отщепенцев» и фриков, с точки зрения обывателей, как и ты сам) значила больше, чем идеологическое или эстетическое сообщничество. Так, на выставке покажут работы группы «Алеф», объединившей разных по стилю и духу неофициальных художников еврейского происхождения (впоследствии в большинстве своем репатриировавшихся в Израиль). А также произведения группы «Одиннадцати» – преимущественно реалистов, но противопоставивших высокую художественную культуру халтурной потогонке «соцреализма» и недооцененной «Одной композиции» — «маленького островка свободной керамики» на рубеже 1970-х и последнего советского десятилетия.

Е. Михнов-Войтенко "В цейтноте", 1974

Е. Михнов-Войтенко "В цейтноте", 1974

Е. Михнов-Войтенко , 1975

Е. Михнов-Войтенко <Без названия>, 1975 

Е. Михнов-Войтенко , 1959

Е. Михнов-Войтенко <Без названия>, 1959 

5

В подпольном искусстве СССР было много гениев, но личность и работы Евгения Михнова-Войтенко выделяются, как ярчайшая «беззаконная комета».«Советский Поллок» в одиночку разработал ленинградский вариант абстрактного экспрессионизма. За много лет до нью-вейва и транс-авангарда он использовал граффити, идеографическое письмо, а также радикальные способы нанесения краски на холст (с помощью нитроэмали и огоня). Он казался сотоварищам аристократичным: пил только саперави и никогда ничего другого. В «Манеже» покажут его поздние, мрачные и многослойные работы технике живописи темперой на бумаге.

Александр Арефьев "Городской пейзаж", 1971

Александр Арефьев "Городской пейзаж", 1971

Владимир Шагин "Разговор", 1979

Владимир Шагин "Разговор", 1979

Елена Фигурина "Портрет в зеленом" , 1980

Елена Фигурина "Портрет в зеленом" , 1980

6

Импрессионисты из «Арефьевского круга» в 1970-е были легендой арт-подполья. Неформальное объединение состояло из Александра Арефьева, Рихарда Васми, Шолома Шварца, Валентина Громова и Владимира Шагина (отца Дмитрия Шагина, виднейшего «митька»). Героическая группка, выросшая из ОНЖ (Ордена Ниществующих – или Непродающихся – Живописцев) обращалась к бытовым сценам (работавший маляром Рихард Васми еще и к религиозным), проповедуя сознательный маргинальный аскетизм. Из-за тотальной безнадеги ее основатель Александр Арефьев эмигрировал в США в 1977-м, чтобы через год умереть там от последствий многолетнего алкоголизма. 

Альберт Чаркин "Маяковский", 1970-е

Альберт Чаркин "Маяковский", 1970-е

Левон Лазарев "Комитас", 1979

Левон Лазарев  "Комитас", 1979

Мария Литовченко "Народный артист СССР Н. К.Черкасов", 1969

Мария Литовченко  "Народный артист СССР Н. К.Черкасов",  1969

7

1970-е стали временем расцвета новой скульптуры – ее «оттепелью». Скульпторы новой формации примкнули к пути намеренной аполитичности, «полуофициальному искусству». Среди них не была популярна абстракция: исключение на выставке составят разве что брутальные композиции Константина Симуна из кованой меди и керамики. Зато можно оценить разнообразие станковой скульптуры: тут и «варварские» мраморные головы авторства Льва Сморгона, и работы представителей «матвеевской школы» (учеников знаменитого мирискусника Александра Матвеева) с их приверженностью классическим пластическим законам, и эксперименты с формой в скульптурах на «производственную тему» (например, «Строители панельных домов», Евгения Николаева).

Борис Смелов "Бестужевка", 1973

Борис Смелов "Бестужевка", 1973

Борис Михалевкин "Портрет", 1974

Борис Михалевкин "Портрет", 1974

Леонид Богданов "Игра", 1979

Леонид Богданов "Игра", 1979

8

История ленинградской фотографии времен «застоя», с ее разными школами, техниками и отношениями с властью и пропагандой, – тема для серии отдельных выставок. Впрочем, в «Манеже» представят объемный дайджест. В гигантском архиве выделяются гениальные фотохудожники. Гранд петербургского фотореализма и историк фотографии Александр Китаев, умудряющийся самые очевидные ландшафты города снять как таинственную театральную сцену. Валентин «Тиль Мария» Самарин – авангардист, при печати использующий технику фотомонтажа и тонирования, деформируя изначальноеизображение до визуализации психоделического трипа. Важнейший для андеграунда 1970-х Борис Смелов, автор изысканных, геометрически выверенных монохромных натюрмортов, пейзажей и портретов, трагически и нелепо погибший уже на исходе 1990-х (уснул морозной ночью на ступенях часовни на Большом проспекте его любимого Васильевского острова).

Выставка «70-Е. Со_при_частность» в ЦВЗ «Манеж» с 29 сентября до 29 октября

Текст: Артем Лангенбург

Следите за нашими новостями в Telegram
Дата события:
29 сентября - 29 октября 2017 года

Комментарии (0)