18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Как Павел Пригара сделал «Манеж» главным выставочным пространством Петербурга

Экс-бизнесмен и чиновник, два года назад ставший директором ЦВЗ «Манеж», уверенно завершил его реконструкцию, провел серию масштабных выставок и намерен показывать в нем проекты мирового уровня.

Вы чиновник или человек культуры?

Сложно сказать. Моя артистическая карьера началась с работы ведущим на Ленинградском телевидении. В конце 1980-х Пятый канал был дико модным и даже авангардным, и я решился участвовать в конкурсе на место в редакции молодежной информационной программы. На улице Чапыгина стояла толпа из тысячи людей, толкающих друг друга, чтобы выбить пропуск на прослушивание. А спустя пару дней я был принят на «Пятый», и вскоре меня стали узнавать на улицах. Созерцательность присуща мне в меньшей степени, нежели желание воплощать: мне нравится материализация идей, а тогда на телевидении их возникало множество. Моя юность пришлась на свободное, как сейчас сказали бы, либеральное время, но образование хотелось получить не лирическое, а техническое, и главное — устремленное в будущее, а не в прошлое, как многие гуманитарные дисциплины. Так я оказался в Аэрокосмической академии: в приемной комиссии легкомысленно выбрал самую красивую девушку, а она сидела рядом с табличкой «Робототехнические системы». Но наука не была идеей всей моей жизни — она мне нравилась не больше, чем книги и музыка. К тому же в нашей семье считалось важным все время пробовать себя в чем-то новом: в детстве я получал медали на районных соревнованиях по фигурному катанию, потом были шахматы, кружок по моделизму, а в школе мы с друзьями выпускали газету «Советский капиталист» — уже вовсю шла перестройка, и это издание, написанное от руки на тетрадных листочках в единственном экземпляре, пользовалось популярностью.

А когда вы стали зарабатывать большие деньги?

Мне было двадцать три года, я снимал видеорекламу, организовывал вечеринки — сильный драйв, но материального успеха это не приносило. Тогда я выбрал направление, которое сейчас можно было бы назвать инвестиционным бизнесом. В начале 1990-х в российской жизни появились понятия «акции», «облигации», «займы» — специалистов не хватало, я оперативно получил второе высшее и начал работать на фондовом рынке.

Выставка «Китайская армия»

Выставка «Китайская армия» 

Выставка «Китайская армия»

Выставка «Китайская армия»

Выставка «Китайская армия»

Выставка «Китайская армия»

Выставка «Китайская армия»

Выставка «Китайская армия»

Выставка «Китайская армия»

Выставка «Китайская армия»

«Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день»

«Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день»

«Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день»

«Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день»

«Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день»

«Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день»

«Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день»

«Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день»

Оглядываясь назад, чему вас научили 1990-е?

Тому, что важна репутация. Развилок в стихии 1990-х было достаточно, но я вышел из этой истории с хорошим опытом взаимо­действия с людьми и проверки себя в достаточно сложных обстоятельствах. Когда состоятельных людей спрашивают: «Чем вы занимаетесь?» — они часто отвечают: «Управляю своими активами». Но если ты живешь в такой схеме, то не замечаешь, что на самом деле это активы управляют тобой.

Именно поэтому вы оказались в «Манеже», оставив бизнес, а до этого — пост замглавы администрации Приморского района?

Я оказался здесь потому, что увидел в этом шанс для развития. Кроме того, с «Манежем» меня связывают эмоции молодости: здесь я когда-то стоял в очередях на выставки и танцевал на вечеринках. А потом, к своему сожалению, долгие годы видел колонны Кваренги в растяжках с рекламой шубных ярмарок. И когда председатель Комитета по культуре Константин Сухенко и ректор Академии художеств Семен Михайловский позвали меня сюда в самый разгар реконструкции, я увидел стройку и понял, что выставочный зал будет напоминать еще один торговый центр. Сухенко мягко, но настойчиво подошел к тому, что с этим нужно что-то делать и делать, видимо, мне. Концепцию реновации предложил архитектор Александр Кривенцов, а 1 сентября 2015 года я был назначен директором.


«Манеж» — это пространство возможностей в лучшей городской локации

Можете ли вы уточнить, есть ли у «Манежа» стратегия развития?

Есть цели, к которым мы стремимся, — три крупные выставки мирового уровня в год. Но у людей, определяющих глобальную выставочную политику, жизнь расписана на годы вперед. Чтобы попасть в их график, нужно не просто им понравиться, но еще и запастись терпением. «Манеж» — это пространство возможностей, которое находится в лучшей локации города. Он должен быть площадкой, где молодые люди пробуют себя, и не случайно мы можем принять в кураторский отдел ребят, у которых нет опыта работы, но есть адекватная связь со средой, талант и мобильность. Пока мы собираем портфолио, но я думаю, что 2017 год станет для нас переломным, — ведь мы показываем важные и серьезные проекты. Например, после выставки современного китайского искусства, которая прошла у нас зимой, мы получили предложения сразу из нескольких стран. И еще один момент: «Манеж», говоря официальным языком, — городское учреждение культуры, которое финансируется за счет бюджета и само зарабатывает деньги за счет мероприятий. Но чтобы привезти, например, ретроспективу Модильяни — а она стоит около полумиллиона евро, — нам нужны партнеры такие же амбициозные, как и мы сами.

В этом году исполняется сорок лет ЦВЗ «Манеж».

Конечно, напрашивалась экспозиция о его истории, но мы решили исследовать такой феномен, как ленинградское изобразительное искусство 1970-х. И в конце сентября открываем выставку, посвященную этому явлению, подготовленную при участии Эрмитажа, Русского музея, «Росфото» и еще нескольких музеев, галерей, частных коллекционеров, художников и их наследников — это будет очень масштабный проект.

 


В Попечительский совет «Манежа» входят Михаил Пиотровский, Владимир Гусев, Семен Михайловский, Марина Лошак, Валерий Фокин, Эдуард Пичугин. По инициативе ЦВЗ создается проект «Музейная линия» — новый городской маршрут, пролегающий между Эрмитажем, Русским музеем (Мраморный дворец) и «Манежем». 14 августа в Центральном выставочном зале откроется выставка «Война и мир Вадима Сидура», подготовленная совместно с московским «Манежем».

Текст: Яна Милорадовская

Фото: Алексей Костромин

Следите за нашими новостями в Telegram
Места:
Центральный выставочный зал "Манеж"
Люди:
Павел Пригара

Комментарии (0)