Боль, страсть и коммунизм: что нужно знать о Фриде Кало

  • Фрида и боль

    Событием, определившим жизнь дочери немецкого еврея и мексиканки с индейскими корнями, стала страшная авария, в которую Фрида, и без того в раннем детстве перенесшая полиомиелит, попала 18-летней. В сентябрьский день 1925 года автобус, в котором она ехала, врезался в трамвай. Дальше были тройной перелом позвоночника, множественные переломы и разрывы всех других мыслимых костей и внутренних органов, год в больнице и пожизненная инвалидность. Физическая боль и ее преодоление, разрыв и смещение, разделение и сшивание, травма во всех ее видах стали для художницы и главными темами, и внутренним источником ее искусства. 

  • Фрида и Мексика

    Искусствоведы в основном определяют стиль живописи и графики Кало как своеобразный вариант влиятельного в 1930-40-х сюрреализма. Автопортреты Фриды на деле — страстная смесь влияний европейской живописи без различия эпох и направлений (от Боттичелли до дадаистов) и этнической витальности, мексиканских орнаментов, узоров и скульптурных образов доколумбовой Америки. Плюс, конечно же, именно та версия сюрреалистического искусства, которое считало источником не анархический бунт, а фрейдовский психоанализ — Кало была одной из первых читательниц и пропагандисток Фрейда у себя на родине. Сегодня же Фрида и ее картины, большая часть которых хранится в  мемориальном доме-музее в Кайокане, районе Мехико-сити, — одна из главных статей культурного экспорта самой большой центрально-американской страны.

  • Фрида и любовь

    Она была открытой бисексуалкой и за довольно короткую жизнь пережила множество романов, однако главный возлюбленный ее жизни — художник Диего Ривера, автор выдающихся монументальных фресок и муралов, убежденный марксист революционного толка. Познакомились они, когда будущая художница была еще подростком, а  брак был заключен уже после изломавшей жизнь катастрофы, когда ей исполнилось 22, а ему — 43. Дальнейшая совместная жизнь изобиловала изменами, уходами и возвращениями, но Ривера оставался с Фридой до ее конца, а она однажды сказала типично меткую для нее фразу: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».

  • Фрида и наркотики 

    Фрида не скрывала свою любовь к текиле и другому спиртному, но превозмогать физические страдания ей помогали опиаты — наиболее сильные из известных человечеству средств изгнать боль. Последние 10 лет своей жизни художница вела предельно откровенный дневник, сегодня рассекреченный и выставленный в вышеупомянутом музее Кало и Риверы. Перед смертью Фрида оставила в нем запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». По слухам, по вскрытии в теле была обнаружена повышенная доза морфина. 

     

  • Фрида и коммунизм 

    Левые убеждения и симпатия к первому социалистическому государству среди художественной богемы второй четверти XX века не были редкими, скорее они были общим местом. Фрида вступила в Мексиканскую компартию в 1928-м, вместе с Риверой. Спустя десятилетие в их доме ненадолго остановился Лев Троцкий — изгнанный из сталинского СССР трибун октябрьской революции. Якобы случившийся недолгий роман между политиком и художницей — одна из сюжетных линий популярного байопика Фриды, вышедшего на экраны в 2002-м с Сельмой Хайек в заглавной роли. 

     

  • Фрида и феминизм 

    В последние несколько десятилетий стала общепринятой феминистская трактовка мотивов и пластических свойств ее искусства. Фрида в этих интерпретациях предстает одновременно и как сильная и самодостаточная женщина, субъект своей жизни, бросившая вызов условностям и духовных скрепам своей эпохи, и, с другой стороны, как жертва тирании своего мужа, эгоиста и манипулятора. Самый пронзительный эпизод, подтверждающий такой взгляд, связан с историей картины «Несколько маленьких царапин», на которой изображен мужчина, стоящий над распластанной на кровати, изрезанной женщиной. Согласно дневнику Фриды, эта работа была создана под впечатлением от шокового известия о том, что Диего Ривера спит с ее сестрой и возражать она не имеет права: ведь у них «открытые свободные отношения».

     

  • Фрида и смерть 

    Несмотря на мрачный и тяжелый бэкграунд, картины и рисунки Кало парадоксально жизнерадостны, и уж точно витальны. Одна из последних ее работ — натюрморт Viva la vida. Именно эта простая и яркая картина с арбузами впервые приехала в Россию почти 13 лет назад: тогда, на выставке в московском Доме Нащокина это был единственный подлинник, среди копий работ и фотографий Фриды. 

     


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме