Кто есть кто на петербургской арт-сцене. Возмутители спокойствия

Мы составили энциклопедию новых художников города, старательно поделив ее на жанровые или идеологические главы. «Манифеста 10» всколыхнула сонную творческую жизнь Петербурга, обнаружив невиданные доселе арт-экземпляры, и мы не могли этим не воспользоваться.

 

  • Петр Павленский

    Прежде Павленский работал в техниках фотографии и объекта, рисовал красочные транспаранты для уличных демонстраций. Вместе с женой, художницей и арт-критиком Оксаной Шалыгиной, Петр основал онлайн-журнал «Политическая пропаганда», посвященный совриску как политическому инструменту и освободительным движениям — от классовой борьбы до феминизма и ЛГБТ-движения. Но прославился Павленский благодаря радикальным акциям, в которых материалом выступило тело художника. Первая такая акция прошла в июле 2012-го, в разгар судебного процесса над Pussy Riot: Павленский вышел на протестный пикет к Казанскому собору с зашитым суровыми нитками ртом. Работа «Туша» (май 2013-го) была сделана по поводу вакханалии принятия запретительных законов: обнаженный художник лег перед зданием петербургского парламента, завернувшись в рулон колючей проволоки. И наконец, истерический резонанс в обществе вызвала «Фиксация», когда Павленский прибил мошонку гвоздем к брусчатке Красной площади. Эта самая громкая акция прочитывалась как жуткая и предельно доходчивая метафора кризиса и душевного опустошения, наступившего после некоторого гражданского подъема 2011–2012 годов.

     

    «Вероятно, можно углядеть связь моих работ с венскими акционистами, потому что в моей работе также задействовано тело, но их акции были очень сильно связаны с сексуальностью, с табу вокруг секса, с совокуплениями,выделениями. У меня нет работы с сексом как с табу. Разница большая. Возможно, присутствует сходство в плане аутотравматизма, но это много у кого есть, культурные истоки этого идут из древности».

  • «Юла»

    Илья Трушевский

    По первому образованию физик, в Париже он стажировался на курсе самого Кристиана Болтански. Скоро стал известен своими мрачноватыми инсталляциями, в которых присутствовали болезненные образы: мухи, ползающие по карте мира, облепленные стразами живые черепахи. С марта 2011-го отбывает срок в колонии за преступление сексуального характера. В прошлом году в AL Gallery показали выставку работ, сделанных Трушевским в заключении: монохромные картины и объекты из железа, тема монотонного труда невольника как отчаянной медитации.

  • «Русский космизм»

    Кирилл Шаманов

    На рубеже веков после периода опиатной наркомании, в итоге преодоленной, Кирилл поступил на один из первых курсов «Про Арте». С тех пор главной стратегией Шаманова является поддержание имиджа «внезапного гения», который случайно оказался в прилизанной и коррумпированной арт-тусовке. Известен в основном провокативными долгоиграющими проектами в духе эксплуатационных перформансов обожаемого им Сантьяго Сьерры, в которых он выступает как куратор, ну, или как демиург. «Гоп-арт» транслирует искусство криминализированных пацанов с городских окраин, а в рамках «Таджик-арта» нанятые трудовые мигранты из Центральной Азии воспроизводят знаковые произведения модернизма и постмодернизма, от Малевича и Ротко до Уорхола и Баскии. Одна из недавних эффектных работ Шаманова в рамках выставки Casus Pacis в Музее уличного искусства (все та же параллельная программа «Манифесты») — «Самогон на крови»: действительно приготовленный из крови украинских и российских художников, а также дрожжей и прочих необходимых ингредиентов 80-градусный напиток, который впоследствии предлагался в изящных бутылочках по 150 евро каждая.

  • Григорий Ющенко

    Лицо и главная звезда группировки «Протез», изучал историю искусств, но не стал защищать диплом. Так же как его товарищи по группе Игорь Межерицкий и Александр Вилкин, с середины 2000-х делал лихой и злой панк-арт: умышленно неряшливую и буйную акриловую живопись на сорванных афишах, обоях и картоне плюс перформансы в городском пространстве, эстетикой и запалом отчасти напоминающие деятельность предыдущего поколения маргиналов из сообщества «Новые тупые». Индивидуально Гриша прогремел в 2008-м, когда выставка «Реклама наркотиков» совершенно неожиданно привлекла внимание Госнаркоконтроля. И по сей день Ющенко сознательно творит вне галерейно-музейной системы, выставляясь в неочевидных местах, не зацикливаясь на выставочных площадках столиц и публикуя свои рисунки в Интернете.


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также