Кто есть кто на петербургской арт-сцене. Леваки

Мы составили энциклопедию новых художников города, старательно поделив ее на жанровые или идеологические главы. «Манифеста 10» всколыхнула сонную творческую жизнь Петербурга, обнаружив невиданные доселе арт-экземпляры, и мы не могли этим не воспользоваться.

 

 

  • Группа «Что делать?»

    Образована в 2003 году, первоначальный состав: Дмитрий Виленский, Глюкля (Наталья Першина-Якиманская), Цапля (Ольга Егорова), Артем Магун, Николай Олейников, Давид Рифф, Оксана Тимофеева, Алексей Пензин, Александр Скидан, Кирилл Шувалов.

    Междисциплинарная творческая платформа, участники которой соединяют искусство с политической теорией и социальным активизмом. При том что первая сольная выставка группировки на родине случилась лишь в феврале этого года, за пределами страны это, пожалуй, самые востребованные российские художники. Персональные выставки по всему свету случаются у «ЧД?» чуть ли не ежемесячно, также они постоянные участники всевозможных биеннале: в Стамбуле, Сиднее, Кванджу, Сан-Паулу, Салониках и далее везде. Их художественные методы вписываются в интернациональный контекст левого искусства: сложносочиненные перформансы-спектакли, инсталляции и постановочные фильмы, снятые в намеренно отстраненной эстетике по заветам Бертольта Брехта. Наиболее известен триптих социальных фильмов-мюзиклов, которые отсылают к брехтовскому «эпическому театру»: «Перестройка Зонгшпиль. Победа над путчем» (2008), «Партизанский Зонгшпиль. Белградская история» (2009) и «Башня. Зонгшпиль» (2010) — последний был посвящен борьбе петербуржцев против возведения башни Газпрома. Также стоит вспомнить «Пограничный мюзикл» — дидактическое произведение о русской матери в Норвегии. Совсем недавно «ЧД?» показали новый фильм-перформанс «Исключенные. В момент опасности» — фиксация позиции молодого поколения, которое оказалось заложником милитаристской ситуации в стране. Кроме непосредственно арт-проектов, «ЧД?» выпускает одноименную газету, а также курирует Школу вовлеченного искусства — без привычной в системе современного искусства диктатуры кураторов. От участия в проектах «Манифесты» художники отказались по политическим мотивам, протестуя против проведения биеннале в городе, где преследуется оппозиция и принимаются гомофобные законы.

     

    Дмитрий Виленский

    «Искусство есть нечто, что исходит из трудностей и пробуждает к действию. Искусство — это всегда кризис и постоянное чрезвычайное положение. „Что делать?“ в своих эстетических и политических практиках стремится следовать этому определению достойного искусства. В отличие от других социально и политически ангажированных художников „Что делать?“стремится воплотить трагедийность своего времени и пользуется для этого всем арсеналом художественных средств из истории искусств, диалектически соединяя оперу, фрески, социальную архитектуру, театр соучастия, радиопостановки и многое другое».

  • «Орфография сохранена»

    Павел Арсеньев

    Поэт, автор текстовых объектов и инсталляций, редактор и издатель литературнокритического альманаха «Транслит». Один из участников Лаборатории поэтического акционизма (наряду с Романом Осминкиным и Диной Гатиной). Зимой 2012-го, во время массовых протестов, придумал лозунг «Вы нас даже не представляете». Особенность художественных работ Арсеньева — проблематизация и стирание границ между вербальным и визуальным. Работы Павла из серии «Орфография сохранена» можно увидеть во дворе и внутри Первого кадетского корпуса, где расположились выставки параллельной программы «Манифесты».

  • «Проселок»

    Илья Орлов

    Окончил Смольный институт свободных наук и искусств СПбГУ, дипломную работу посвятил траурному революционному ритуалу 1917 года. Первые четыре проекта — «Обводный канал», «Проселок», «Женевьева», «Песнь о джентрификации» — были живописными. Фурор же произвела тотальная инсталляция «Без названия», за которую художника номинировали на премию «Инновация» в категории «Проект года». В пространстве AL Gallery была оборудована квартира типичного кризисного интеллигента с картинами-рондо, имитирующими западные пейзажи, фотографиями, книгами, упаковками из-под нейролептиков. Главная тема работ Орлова — сознание и привычки интеллигенции, креативного класса, поневоле выступающего в качестве революционного субъекта. Илья активно участвует как художник и куратор в публичной программе «Манифесты».

  • «Товарищ-вещь»

    Роман Осминкин

    Поэт, медиахудожник, левый активист помимо саунд-арта и перформансов занимается музыкальным проектом «Техно-поэзия»: под хлесткий бит свирепым речитативом читает остросоциальный рэп про аполитичных граждан, силовика Федю, карго-культ Куршевеля. Осминкин порой выступает в роли куратора: в частности, вместе с искусствоведом Олесей Туркиной курировал одно из основных событий публичной программы биеннале «Манифеста 10», серию выставок «Квартирное искусство как домашнее сопротивление».

  • Настольная игра «Россия – страна возможностей»

    Ольга Житлина

    Призер престижной австрийской художественной премии фонда Henkel, участница многочисленных арт-резиденций занимается социально ориентированным искусством, в том числе использует эстетику взаимодействия, не слишком распространенную на российской сцене. Совместно с правозащитным центром «Мемориал» Ольга придумала настольную игру «Россия — страна возможностей» — не столько арт-объект, сколько практическое пособие для трудовых мигрантов. Игра подсказывает, как вести себя в опасных ситуациях с полицией, работодателями, ксенофобами. Другой, продолжающийся и сейчас проект Житлиной, нацеленный не только на критику, но и на позитивное воздействие, — «Агентство утопических новостей». Это новостная лента, которую вам хотелось бы видеть вместо сегодняшней.


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также