«Жизнь замечательного Монро»

В Новом музее открылась первая большая ретроспектива, собранная искусствоведами Олесей Туркиной и Виктором Мазиным спустя год с небольшим после трагической смерти художника. Мы вспомнили основные вехи в разнообразной творческой биографии Влада Мамышева-Монро.

  • Главное, что знает широкая публика о творчестве Мамышева-Монро, — стратегия бесконечных перевоплощений в разных исторических и мифологических персонажей, в фотографиях, видео и перформансах. В проекте 1995 года для Якут-галереи «Жизнь замечательных Монро» художник предстал Наполеоном, Гитлером, Иисусом Христом, Лениным, Буддой, Жанной д'Арк и другими поп-идолами. Очевидцы в один голос рассказывали о почти мистическом чувстве, которые вызывали эти трансформации: Монро схватывал характерные черты своих героев (будь то ленинский лукавый прищур, священный фанатический огонь в глазах Орлеанской Девы или гитлеровскую истерическую властность) так, что эти клишированные образы будто снова обращались в плоть.

  • Начинал художественную карьеру Владислав Мамышев с образа, разумеется, Мэрилин Монро: согласно легенде, впервые в голливудскую диву он перевоплотился, отбывая срок службы в советской армии. Потом были появление новой Монро в курехинской «Поп-механике» и множество произведений, посвященный тотемному образу художника. В этой бесконечной череде перевоплощений-оммажей ярче всего проявилась главная особенность мамышевского чувственного метода: мягкая ирония, смешанная с искренним обожанием женщины, чей звездный блеск не предотвратил трагической финальной участи.

  • В ретроспективу включены десятки произведений, не слишком часто выставлявшихся или вовсе почти никому неизвестных, собранных кураторами по частным собраниям: начиная с ранних работ (коллажей, графики) и заканчивая живописью последних лет жизни и практически дзэн-буддистской по характеру исполнения серией расцарапанных фотографий.

  • Мамышев-Монро в силу дружеских, тусовочных и творческих связей был крепко связан с петербургской художественной сценой, совершившей дрейф от перестроечного панковского неоэкспрессионизма «Новых художников» к отчаянному эстетскому эскапизму Новой Академии. При этом в некоторых его работах видится и влияние конкурирующего московского концептуализма. Но более всего Монро, вероятно, был самым последовательным отечественным гуманистическим постмодернистом, если понимать под этим странным словосочетанием упорное стремление утвердить суверенность личности, единой во множестве лиц и под сотней масок и этикеток, при одновременной невозможности твердого установления каких-либо окончательных истин, ценностей и принципов.

  • На выставке в Новом музее будут, конечно, и видеоработы: серия выпусков «Пиратского телевидения» (придуманного Монро вместе с Тимуром Новиковым и Юрисом Лесником первого отечественного проекта в жанре «новых медиа») — местами гомерически смешной, местами невероятно тонкой хроники позднего ленинградского андеграунда, редкие документации перформансов, а также снятый в 2006-м фильм Константина Селиверстова и Павла Лабазова, ремейк александровской комедии «Волга-Волга»: в этом произведении Монро, повторяя на свой дадаистский лад роль еще одной своей иконы, гламурной сталинской кинобогини Любови Орловой, обнажает абсурдный, страшный и притягательный советский тоталитарный миф.

  • К открытию первой из череды ретроспектив Влада Монро (вскоре ожидается еще одна, устраиваемая Еленой Селиной и Антонио Джеуза в Московском Музее Современного Искусства) кураторы Олеся Туркина и Виктор Мазин подготовили не традиционный каталог, а небольшую книгу. Суть того, чем четверть века занимался самый трогательный, добрый и не уловимый идеологическим сачком российский художник рубежа веков, авторы в предисловии объясняют так: «Если звезда одалживает нам свою идентичность, то Владислав Мамышев-Монро щедро предоставляет звездам свою оболочку. Он примеряет на себя самые известные образы, становится ими. Забывает себя, чтобы напомнить о своих героях. Но сквозь звездную маску неумолимо проступают черты художника. Мамышев-Монро — не оживший двойник той или иной звезды, а ее зеркало, возращенный образ. Он отражает то, как работает массовая культура с культом звезд. Звезда стирает личность. Мамышев-Монро поглощает звезду».

Выставка «Жизнь замечательного Монро» пройдет в Новом музее с 6 июня по 31 августа в рамках параллельной программы биеннале современного искусства  «Manifesta-10»


Наши проекты

Комментарии (2)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 4 авг., 2014
    Комментарий удален
  • Гость 18 июля, 2014
    Комментарий удален

Читайте также

По теме