Недели Моды - уже фэшн-атавизм или все еще глобальная потребность?

Недавно в Копенгагене завершилась Неделя моды. Это последняя из скандинавских фэшн вик, ведь от проведения шоу отказались в Стокгольме и Осло. Все чаще звучат предположения, что вслед за шведами и норвежцами от Недель откажутся все страны, как от неэффективного и слишком затратного проекта. Но готовы ли мы расстаться с фэшн-сказкой? Каким будет мир без Fashion Week? Редакция «Собака.ru»  собрала мнения экспертов индустрии - дизайнеров и байеров.   


Ольга Миронова

Байер 

В ближайшую неделю Моды в сентябре Милане постараюсь посетить как можно больше мероприятий! Вдруг она и в самом деле последняя! 

Мир Моды потрясают большие изменения - Стокгольм и Осло отказались от проведения Недели моды. На первый взгляд эти площадки могут показаться незначительными для мира Высокой Моды: показы самых известных дизайнеров там никогда и не проходили, мероприятие скорее всего оказывается слишком затратным и не привлекает больших инвестиций, а тут ещё эко-активисты взбунтовались, упорно заявляя, что проведение Недели моды вредит окружающей среде, поэтому легче от неё отказаться и перезапустить все в новом формате. А дурной пример весьма заразителен, поползли слухи, что совсем скоро все страны откажутся от проведения Fashion Week. Также как совсем недавно, никто даже поверить не мог, что многие Модные дома откажутся от использования натурального меха и пошива натуральных шуб! Тем не менее тренд захватил мир, и шубы из искусственного меха последние пару сезонов являются главным хитом продаж. А ведь всего несколько лет назад мы такое даже представить себе не могли. То же самое может произойти и с Неделей моды.

Возможно, что всего через несколько лет мы не будем с нетерпением ждать очередного показа и гадать, чем же на этот раз нас удивят дизайнеры. Нам будут присылать линк на ссылку с каким-нибудь digital искусственным показом, где, видимо, по образу топ-моделей создадут мультяшных героев и аниматоров, которые будут расхаживать в фантастической одежде. Как вы думаете, как будут выглядеть мультяшные Джиджи Хадид и Ирина Шейх? И если отменят показы, что станет с моделями? Повысится уровень безработицы? А у нас, байеров, отнимут главное удовольствие - наслаждение прекрасным? Как грустно только при одной мысли! Постараюсь не пропустить ни одного показа, а вдруг предстоящая в сентябре Неделя моды в Милане - последняя!

Одной из основных причин называют большие расходы и неэффективный способ продвижения. То, что расходы на организацию Недели моды очень большие - это, конечно, правда. Но вот повлияет ли сокращение расходов на оптимизацию ценообразования? Ответ не однозначный. При отказе от использования натуральных мехов также упоминалась высокая цена, в итоге некоторые искусственные шубы люкс брендов стоят как натуральные. Поэтому сокращение расходов на проведение Недели моды в первую очередь выгодно только организаторам и собственникам, на конечном потребителе это не сильно отразится. А что касается второго аргумента о неэффективности продвижения, это уже очень индивидуально, смотря на маркетинговую стратегию каждого отдельного бренда. Если цель увеличить продажи, то на показы и всевозможные презентации будут приглашать в первую очередь клиентов (имеющихся и потенциальных), и такая стратегия в любом случае будет иметь обратную связь и увеличение продаж. Причиной отсутствия результата в этом случае может быть только слабая коллекция или экономический кризис (или оба пункта сразу). Некоторые бренды на свои fashion мероприятия приглашают исключительно своих друзей, Vip персон, абсолютно забывая о клиентах. В этом случае прямой отдачи от мероприятия нет. Хотя стратегия работы напрямую с клиентом свойственна для продвижения люкса. С масс-маркетом все обстоит иначе. Здесь  дизайнер не контактирует с финальным покупателем, так как продажи рассчитаны на огромное количество, и цена имеет большое значение. В этом случае наличие или отсутствие показов не влияет на продажи бренда, и сокращение расходов действительно может существенно повлиять на ценообразование и тем самым обрадовать конечного потребителя. А вот с тяжелым люксом все совсем по-другому. Цена не имеет значение. Главное - эксклюзивность, красота, неповторимые эмоции и ощущения. Яркий пример тому мероприятия Dolce&Gabbana Alta Moda, на которые дизайнеры приглашают исключительно топовых клиентов и звёзд, и организовывают для них сказочный праздник. Искушённые клиентки остаются довольными и благодарными, и каждый сезон добросовестно пополняют свои гардеробы роскошными нарядами от Dolce&Gabbana. Представить такие покупки без живого общения и презентации очень сложно. Здесь речь идёт не только о купле-продаже, но и личных взаимоотношениях, времяпровождении и многих других факторах. В общем, будем надеяться, что такие кардинальные изменения как отмена Недели моды не затронут мир Высокой Моды.

  • Dolce&Gabbana Alta Moda на Капри

  • Dolce&Gabbana Alta Moda на Капри

  • Dolce&Gabbana Alta Moda на озере Комо

  • Dolce&Gabbana Alta Moda на озере Комо

  • Dolce&Gabbana Alta Moda в Неаполе

  • Dolce&Gabbana Alta Moda в Неаполе


Неделя моды — модное мероприятие продолжительностью в среднем около недели. Цель события – показ новых коллекций одежды, аксессуаров и украшений в формате дефиле или презентации. В числе гостей, как правило, пресса (обозреватели, критики, стритстайл-фотографы, блогеры), байеры и клиенты брендов. 

До 2016 года основные Недели моды (показы женских коллекций прет-а-порте) проходили два раза в год: весной и осенью, и демонстрировались на них коллекции следующего сезона (весной – осень/зима, осенью – весна/лето). Промежуток в 6 месяцев был необходим, чтобы байеры успели заказать, купить и привезти коллекции в магазины. Однако осенью 2016 бренды Burberry и Tom Ford впервые показали коллекции в формате See now — Buy now. В условиях жесткой конкуренции такую модель продаж быстро подхватили и на другие марки.


Рита Ковтун

Дизайнер, художник

Глобальное потепление перестало быть страшной сказкой, оно уже реально и ощутимо, и в ближайшие несколько лет нам придется не просто как-то с этим жить, но и что-то с этим делать. Именно это стало основной тенденцией в индустрии моды - 2019. 

Актуальность Неделей моды – это вопрос, прежде всего, экономики и культуры. Недели сейчас – константа люкса, средоточие статуса, стиля жизни, и в какой-то мере – его двигатель. Как явление, они больше, чем просто встреча производителей дорогой одежды и его потребителей – это мистерия красоты, драйва и сексуальности, и конечно, пока человечество будет живо, оно будет нуждаться в этой мистерии. Тем не менее, в скором времени мы будем наблюдать большие системные перемены, возможно, те, к которым мы еще не готовы. Потому что есть обратная сторона моды и перепроизводства, о которой не слышал только ленивый. То, какой ценой дается праздник жизни, человечество теперь буквально чувствует кожей – лето 2019 запомнилось многим не столько новыми трендами, сколько жарой +40 в Париже, Берлине и других европейских столицах. Глобальное потепление перестало быть страшной сказкой, оно уже реально и ощутимо, и в ближайшие несколько лет нам придется не просто как-то с этим жить, но и что-то с этим делать. Именно это стало основной тенденцией в индустрии моды - 2019. Показательно, что в этом году запросы среди крупных мировых брендов на разработки в области возобновляемых материалов побили рекорд предыдущих лет – теперь 66% больших игроков ведут работу в recycle. Но этого мало. Мало продавать переработанные шопперы, важно иметь один шоппер на всю жизнь и не хотеть большего. Такой будет этика третьего тысячелетия, если мы не хотим исчезнуть, как вид. Скандинавские страны, как флагманы эко-реформации, конечно, отреагировали первыми и просто перестали делать это – проводить Недели моды, дабы не входить больше в консьюмеризм–искушение. И это, конечно, беспрецедентный подвиг. Не потому что они моралисты. Просто они и так самые стильные. «Цель природы – человек, цель человека – стиль», - как говорил один из основателей Баухауса. А стиль – это всегда больше, чем шмотки. Это attitude – отношение.

  • Виртуальные модели уже меняют привычный нам мир моды


Елена Терех

Байер, фэшн-блогер

Никакие скандинавы своим  отказом от Недели моды не повлияют на эту традицию. Ни они это начали, ни им это и прекращать. 

Начну с истории... Традиция собирать всех дизайнеров и деятелей модной индустрии родилась в Америке в 1940-х годах. Америка - страна, где деньги главная ценность. Именно американцы, поняв, что на модной индустрии можно отлично заработать, придумывают и выпускают главный глянец модного мира Vogue и заводят традицию проводить показы коллекций за 6 месяцев до сезона на Неделях моды. Зачем? Да потому что это огромные деньги! И никакие скандинавы своим  отказом от Недели моды не повлияют на эту традицию. Ни они это начали, ни им это и прекращать.

Да, эти ребята, отказавшись от Недели, обратили  внимание на проблемы окружающего мира. Да, они так выразили протест в защиту животных, отказавшись на подиумах ещё в прошлом году от натуральных мехов и кожи. И что? А американские и итальянские дизайнеры напротив выпустили коллекции с изобилием кожи и меха, тем самым показав кто в этой индустрии правит балом. Суть американской культуры и психологии можно выразить в короткой, жёсткой и всем нам хорошо знакомой фразе: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». И пока мода приносит деньги - Америка не даст прекратить традицию проводить Недели моды! В конце концов не Осло и Капенгаген - модные столицы мира. Модная публика уже более ста лет ориентир держит на Америку, Францию, Италию и Лондон.

 

  • Первая Неделя моды была организована в США во время Второй мировой войны. Идею ее проведения предложила Элеанор Ламберт, пресс-секретарь первой американской модной ассоциации. Ее предложение оказалось весьма актуальным – война в Европе остановила там развитие модной индустрии, а также препятствовала общению дизайнеров и покупателей на разных континентах. В 1942 году Ламберт организовала Неделю прессы — на ней американские дизайнеры получили возможность показать свои работы журналистам и критикам. 


Ксения Герц

Дизайнер

Сейчас не обязательно быть редактором журнала или байером, чтобы первым увидеть новые коллекции на подиуме.

Я считаю, что полного отказа от проведения или участия в Неделях мод не произойдет, а будет смена формата. Это естественное развитие в нашей индустрии, оно связано как с экологичностью всего процесса, так и с эффективностью таких мероприятий. Сейчас не обязательно быть редактором журнала или байером, чтобы первым увидеть новые коллекции на подиуме, их может посмотреть любой желающий в прямом эфире, не выходя из дома, экономя свое время. Тут же написать обзор и выложить в сеть. Поэтому показ как таковой теряет смысл, и это приводит к бесполезной трате ресурсов. Недели моды превратились больше в развлекательное мероприятие, куда приходят все меньше профессионалов, и все больше интересующихся светской жизнью. От этого многие бренда отказываются от участия, выбирая другие инструменты развития. И в ответ уже Недели моды начинают искать новые форматы, понимая, что запросы аудитории меняются.

Таким небольшим брендам как наш приходится балансировать. Мы хотим донести наш посыл большему количеству людей, поэтому в октябре на Mercedes Benz Fashion Week мы покажем новую коллекцию. В ней мы покажем slow fashion в концепции «не потребляй лишнего». А когда станем большими и знаменитыми (Смеется.), то и вовсе откажемся от Недель мод. Будет транслировать нашу идею от человека к человеку.


Лия Кинибаева

Арт-деятель

Мне кажется, что голландские дизайнеры с их прагматичностью вообще не сильно расстроились бы, лишись они своей национальной Недели Моды... Хотя у Амстердамской Недели, с невероятно практичным подходом к этому мероприятию ее руководства, вполне есть шансы выжить.

На самом деле, мои Недели моды все уже в прошлом. Я даже Амстердамскую перестала посещать – почти всегда, мы в ее даты, почему-то, в отъезде. И тем не менее, нужны ли Недели вообще, как долго они еще просуществуют. И если да – то какой формат нас ожидает?

Начну с некорректного сравнения. Такая большая, богатая и щедрая на природные ресурсы страна, как Россия, может позволить себе только в одной лишь столице – целых две Недели моды - Российскую и Московскую. А сколько еще Недель, недель и неделек региональных, профильных и узкоспециальных в России! Спойлер – очень много. Правда, процентов 95 из них живут недолго и умирают быстро.

А вот такая в целом благополучная, практичная, но столь богатая природными ресурсами и маленькая страна, как Нидерланды (размером примерно с Челябинскую область) – свою первую Неделю моды позволила себе аж на десять лет позже, чем россияне, а именно только в 2004 году. И то, строго говоря, это не была Неделя, как мы ее привыкли себе представлять. Это было амбициозное начинание фэшн-бизнесмена Steve te Pas, который летом 2004 года, организовал на окраине Амстердама выставку-показ с приглашением прессы для джинсового люксового сегмента District. Ну, и  вписал в шоу показ еще трех сторонних коллекций. Все это было громко названо Amsterdam International Fashion Week. Однако несколько лет назад от слова International в Амстердаме решили отказаться. Маленькая гордая страна решила сосредоточиться на локальных дизайнерах и не гнаться за флером интернациональности, который, да, мерцает и манит, но на практике не сильно увеличивает продажи как локальных дизайнеров, так и приглашенных гостей.

Мне кажется, что голландские дизайнеры с их прагматичностью вообще не сильно расстроились бы, лишись они своей национальной Недели моды. Есть ведь и другие  европейские Недели, есть различные серьезные внутриевропейские маркеты, которые порой даже предпочтительнее, ибо участие обойдется дешевле, а шансы выйти на реальных байеров - выше. «А как же вопрос престижа?» - наверно, спросили бы их российские коллеги... Думаю, голландцы просто бы «забили» на престиж, когда речь идет о реальном ведении бизнеса – то есть стремлении к минимизации рисков и дополнительных расходов.

Тогда как же создавать у потребителя визуальную идентичность своей марки? Как продвигать себя? На это  есть интернет, Инстаграм, и кажется, еще что-то появится непременно. Мода очень социальна. И с некоторых пор у нее есть социальные сети. И кажется, она там отлично обживается.

Амстердамская Неделя моды за  свои недолгие годы, несколько раз переходила из рук в руки. С сентября 2018 года товарную марку Amsterdam Fashion Week выкупила у владевшей всеми правами Telegraaf Media Groep очаровательная хрупкая женщина, голландский  селебрити-стилист Дэни Блес. И железно установила новые правила: и без того вполне коммерчески ориентированное мероприятие, значительно проредило ряды «мечтателей» от моды, тех, кто представляет свои первые коллекции, как это имело место прежде. Среди явно коммерческой программы показов есть даже место коллекциям... от LIDL . У них есть своя модная линейка с бывшей топ-моделью Хайди Клум. Для тех кто не в курсе, LIDL – это широкая европейская сеть продуктовых супермаркетов. Ну как если бы, у нас в программе Недели Моды в Москве была коллекция сезонной одежды от сети «Пятерочка», например. Также в программе, коллекции от универмага Hudson's Bay и, конечно же, презентация и показы собственной компании Danie Bles  - очень интересный концепт Maison 365, который комплектует и рассылает заказчикам «коробки с одеждой», собранные на основе телефонной консультации со стилистом.  Сами тенты перенесены теперь в центр – на Museumplein, также  Блес перестала продавать билеты на шоу, потому что ей нужна «соответствующая» аудитория в зале. Шоу можно наблюдать в прямом эфире с большого экрана на боковой стороне тента.

По мне, так у Амстердамской Недели, с таким практичным подходом, вполне есть шансы выжить. (Смеется.) Именно с этим боссом, потому что она из семьи, занимавшейся модой – это раз. Она дотошно вдается в детали, замечая, что у нее не самый легкий характер (недаром в кулуарах намекают на сходство а-ля Мерил Стрип в «Дьявол носит Прада») – это два. Она очень стабильна в выборе и сохранении отношений - «Мои лучшие друзья - это те, кого я знаю с моих двух лет.» - это три. Очень практична – « У меня не закончено даже мое высшее!» - потому что предпочитает сосредоточиться на работе, виртуозно владеет таймингом – так, ...фену не место в ее ванной комнате – «сушить волосы это так долго, лучше потратить время на что то более важное» - это четыре. Есть еще пять, шесть, семь, восемь и так далее, для которых просто нет места в моей небольшой колонке. (Смеется.)

  • Показ Aziz Bekkaoui

  • Глава Недели моды в Амстердаме Дэни Блес

Голландские дизайнеры, безусловно, обретут новые шансы с обновленной Амстердамской Неделей моды. Но если вдруг ее не станет, так у большинства реально серьезных, голландского происхождения имен, львиная доля их финансовых поступлений идет из заграницы, так что местная пресса на локальной Неделе мало их интересует.

Да и много вы можете их назвать навскидку? Конечно, «Scotch&Soda», конечно,  Viktor&Rolf, Ян Таминау (и то, потому что он одевает женскую часть королевской фамилии). А мой личный фаворит, голландский дизайнер марроканского происхождения, Aziz Bekkaoui! Просто увидеть то, что он делает... да даже просто его самого увидеть – магической харизмы человек!

«Я был первым, кто выпустил совместную коллекцию для мужчин и женщин с андрогинными моделями. Это было действительно экспериментально. Я считаю регрессом, если вы не будете искать и делать новое: в моде и высокой моде, а также в церкви, политике, фактически во всем обществе. Вот почему я пошел против нравов. Я отошел от традиционного подиума, в поиске других мест, чтобы показать свои коллекции. Я не тот, кто делает спин-коллекции каждый год, я хочу вдохновлять людей, и не только сумкой или предметом одежды, но и модой, в которой есть душа. Я не могу создавать независимо от общества».

Вот сами скажите – ему нужна Неделя моды? Когда он нарасхват по всему миру, как дизайнер, как художник, перформансер, автор проектов с театральными постановками. Нет. Это Неделям моды, да и нам всем, остро нужны такие как Азиз! Вот об этом, всем фэшн-продюсерам стоит крепко задуматься.

(В тексте использованы материалы из Голландских медийных источников)

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты