ВЛАДИМИР ДОСАЕВ

Директор Челябинского академического театра оперы и балета имени Глинки триумфально встретил Год театра – благодаря подписанному соглашению о сотрудничестве с главным театром страны, труппа Челябинского оперного спустя полвека вновь выступила на сцене Большого театра. Более двух с половиной тысяч зрителей увидели постановки оперы «Риголетто», балета-кантаты «Кармина Бурана» и балета «Пахита». Ведущие артисты и оркестр Большого теперь приезжают на обменные гастроли в Челябинск. В прошлом году показали «Богему» Пуччини в постановке Федерика Мирдиты, этой осенью ждем балет «Светлый ручей» на музыку Шостаковича в хореографии Алексея Ратманского. 

а еще

В мае 2019 года солисты и оркестр театра выступили с концертной версией оперы «Кармен» в четырех городах Южной Кореи. Два представления прошли в Сеуле, в главном зале страны – Lotteconcerthall на две тысячи зрителей. В прошлом сезоне театр показал оперу «Евгений Онегин» в московской «Геликон-Опера» в рамках фестиваля «Видеть музыку», принял участие в проекте «Русские сезоны» в Италии с балетом «Пахита», представил балет «Баядерка» на гастролях в Израиле. В рамках совместного проекта с компанией Franceconcert артисты балета и оркестр совершили гастрольный тур по Франции со спектаклем «Лебединое озеро».

И это лишь малая часть грандиозной творческой и гастрольной программы, которой занимается Владимир Александрович (не прекращая ремонтных работ в театре и вокруг него).

Что включает соглашение о сотрудничестве с Большим театром, подписанное на пять лет?

Это не только показ спектаклей. Наши сотрудники – специалисты пошивочного цеха, осветители – стажировались в Москве. Здесь, в Челябинске, с нашими артистами занимались столичные балетмейстеры, хормейстеры. В прошлом году, во время гастролей Большого театра в Челябинске с оперой «Богема», мы подписали договор о передаче нам безвозмездно декораций их спектакля, и теперь «Богема» - в нашем репертуаре.

В июне этого года во время обменных гастролей нам выделили четыре дня на Новой сцене. Предлагали Историческую, но мы отказались. Она намного шире, чем наша, и это потребовало бы доработки декораций.

Это не первые наши гастроли в Большом. Через несколько лет после его открытия, в конце пятидесятых годов прошлого века, наш театр уже выезжал на их сцену. Но в новом столетии это наш дебют. Надеюсь, будут и другие гастроли.

В октябре Большой театр приезжает с балетом «Светлый ручей». Спектакль пройдет с участием нашего оркестра и дирижера Большого театра Алексея Богорада. На этом наше сотрудничество не заканчивается. В ближайшее время коллеги планируют передать нам еще один комплект декораций и костюмов – для балета «Дон Кихот». В следующем году надеемся на приезд в Челябинск солистов Молодежной оперной программы Большого.

Какие еще гастроли запланированы на этот сезон?

17 и 19 сентября мы примем участие в Международном фестивале имени Рудольфа Нуреева в Уфе. Представим балеты «Кармина Бурана» и «Анна Каренина» на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. Там же выступим с гастролями 3 и 4 октября со спектаклями «Паяцы» и «Риголетто». 28 сентября оперная труппа и оркестр отправятся на гастроли в Курган с «Царской невестой». До конца года наши спектакли и концерты пройдут в Южноуральске, Кыштыме, Еманжелинске. В октябре балетная труппа поедет в Китай. Там мы покажем двенадцать спектаклей «Анна Каренина» в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне и других городах. В марте 2020 года – гастроли в Южной Корее. Девять наших солистов и дирижер выступят с корейским оркестром. Зимой предстоит большой тур по Европе со спектаклем «Кармина Бурана». Поедет весь творческий состав спектакля: оркестр, балет, солисты и хор. Будет семьдесят представлений, в том числе, две недели в Париже и одна – в Берлине.

Как сформировалась премьерная афиша на этот сезон?

В начале ноября выйдет оперетта Франца Легара «Веселая вдова» в постановке главного режиссера Омского музыкального театра Александра Лебедева. В следующем году планируем премьеру оперы Николая Римского-Корсакова «Садко». Спектакль будет делать Вячеслав Стародубцев, главный режиссер театра НОВАТ из Новосибирска. Сценографом и художником по костюмам выступит Петр Окунев из Санкт-Петербурга. Весной должна выйти «Травиата» Джузеппе Верди (режиссер-постановщик Павел Сорокин из Ростова-на-Дону). Мы в свое время списали эту оперу из-за износа декораций. Теперь она снова будет в репертуаре. На очередном фестивале балета «В честь Екатерины Максимовой» представим премьеру «Ромео и Джульетты». Его ставит художественный руководитель Челябинского театра оперы и балета Юрий Клевцов, художники – Дмитрий Чербаджи и Мария Высотская.

Ремонт мешает работе?

Изначально были планы закрыть театр на год и отремонтировать всё одновременно. Вышло по-другому. Сезон начнем 6 октября. Сейчас идет ремонт фасадов трех зданий и гаража, благоустраиваем территории, завершаем строительство нового здания. Как оказалось, ремонт начали очень своевременно. Когда разобрали гранитные плиты на ступенях перед театром, выяснилось, что под ними полтора-два метра пустоты. Все это могло в любой момент обвалиться. У «пушкинских» фонарей полностью сгнило основание. На скульптурах на крыше театра стали выпадать цементные куски. У служебного входа полностью разрушен кирпичный фундамент. Внутри здания мы уже отремонтировали один карман сцены – поменяли сгнившие полы, покрасили стены и потолок, установили специальные металлические конструкции для удобного хранения декораций. То же ждет второй карман. В театре идет капитальный ремонт зрительских туалетов. Отшлифовали и покрыли лаком полы в большом зрительном зале. На будущее остается фойе, стены и потолок зрительного зала, внутренние коммуникации. Продолжаем заниматься музеем – должны появиться еще две точки для экспозиций. Конечно, трудно совмещать такой ремонт с основной деятельностью, но коллектив театра всё понимает и рад переменам, несмотря на временные трудности.

Расскажите о проекте «Театральный вторник».

Это опыт, который я перенес с предыдущей работы, – из магнитогорского драмтеатра имени Пушкина. У нас это называлось «Театральный город». Есть люди, которые не могут покупать билеты по ценам основного репертуара. Поэтому в предстоящем сезоне мы будем регулярно показывать два спектакля – «Жанна д’ Арк» и «Слуга двух господ», билеты на которые будут стоить 50 рублей. Так мы оказываем социальную поддержку и привлекаем нового зрителя, в том числе молодежь. Экономически это невыгодно, но нам важно выполнять задачи, которые стоят перед обществом. Мы реализуем этот проект при поддержке Попечительского совета нашего театра.

Что помогает вам руководить таким огромным «производством»?

Я с двадцати лет в той или иной мере занимался искусством и культурой. В студенческие годы выступал организатором, у нас был свой театр. Тогда же мы придумали «Политбой» – кальку с запрещённого тогда КВН. Потом я начал заниматься организацией городских зрелищных мероприятий, четыре года возглавлял Магнитогорское отделение Челябинской областной филармонии. После пришел директором в драмтеатр имени Пушкина. Мы проводили крупнейший в России фестиваль драматических театров. К нам приезжали одновременно с Камчатки, Кавказа, из Калининграда, Мурманска, центральной России. Фестиваль длился месяц, каждый день выступали по два приезжих коллектива. Еще одно достижение: наш спектакль «Гроза» в постановке Льва Эренбурга получил «Золотую Маску» в номинации «Лучший спектакль в драматическом театре. Малая форма». С ним мы объездили полмира, были даже в Чили. Также проводили музыкальные фестивали, фестивали современного искусства. В какой-то момент мне показалось, что я достиг потолка, что уже – всё. Тогда поступило предложение из Челябинска. Я не знал мира театра оперы и балета, только драмтеатр. Но решился. Пока не жалею. Так что театр для меня – вся моя жизнь.

Текст: Екатерина Сырцева

Фото: архив театра

Электронную версию журнала Вы можете посмотреть здесь.

Alfred Genger,
Комментарии

Наши проекты