Театральная премьера - вокально-пластический спектакль Impossibility

В Челябинске спектакль о невозможности поставят на территории бывшей производственной площадки. Автор проекта Роман Прецер рассказал «Члб.Собака.ru», как рождался этот по всем пунктам необычный и неоднозначный перформанс.

 

Impossibility – творческий проект, который родился из желания проинтерпретировать одного из крупнейших композиторов ХХ века и сделать это в нестандартном пространстве. По формату это вокально-пластический спектакль. По содержанию – история не о любви, прощении или принятии, но об их невозможности. «О людях, побежденных этой невозможностью, и о тех, кому она, кажется, незнакома». 

  • Роман Прецер

– Мы выбрали вокальный цикл для голоса и гитары «Song from the Chinese» Бенджамина Бриттена. Любой профессиональный музыкант знает имя этого прекрасного композитора. Но для массового слушателя выбор не самый очевидный. Произведение необычно по звучанию, так как объединяет академический вокал и классическую гитару. Шесть отдельных песен цикла связаны общей идеей, но без сюжета, лирического героя. Чтобы получился сценический материал, мы придумали персонажей, историю, вмешались в структуру произведения. Жанр монооперы показался нам для этого не совсем подходящим, и мы сделали вокально-пластический спектакль.

Кто принимает участие в проекте?

Екатерина Бурцева, в прошлом – солистка Челябинского оперного театра. Сейчас у неё свой вокально-инструментальный проект «Портреты Фа Диез» в Магнитогорске. Катя – удивительное существо, странствующий менестрель. Она сознательно выбрала такую жизнь вместо оперной академической карьеры, выступает в разных городах, на крупных концертных площадках. Я дорожу работой с ней. Мне нужен был человек, который готов сорваться и пуститься во что-то совершенно дикое. Мне казалось, что получится нечто прекрасное, в каком-то смысле цыганское, если заманить человека из другого города к нам, постоянно его привозить, сталкиваться со сложностями графика, решать их. От этого будет правильная энергетика, и зритель ее почувствует. За время репетиций я понял, что не ошибся.

Режиссером по пластике выступает Светлана Новикова, артист театра современного танца под управлением Ольги Пона. На ее опыт и вкус мы делаем в этой постановке немалую ставку. Еще один участник – юная Анастасия Солоха, ученица школы вокального искусства при Челябинском театре оперы и балета под руководством Бориса Каплуна. Но здесь она выступит в качестве танцора. Также в проекте – студент хореографического факультета Челябинского института культуры Борис Морозов и замечательный гитарист, преподаватель института музыки имени Чайковского Дмитрий Чернов. Кто-то из них – серьезный, состоявшийся артист, кто-то только начинает свой творческий путь. Такой пестрый состав и разница в опыте – сознательный выбор.

  • Светлана Новикова

В чём особенность площадки, на которой создается спектакль?

Выбор пал на лекторий КЦ11. Насколько мне известно, на этой территории когда-то была производственная площадка. Теперь – лофт. Спектакль на нетеатральной площадке – история в Челябинске не новая. Но внимательно оценив пространство, мы поняли, что хотим использовать именно его. Лекторий включает фойе, зрительскую зону, подходящее нам сценическое пространство. Там есть и свое закулисье, которое можно использовать для создания световых эффектов. У зрителя должно возникнуть ощущение, что спектакль не привезен откуда-то, а органично вшит в данное пространство. В каком-то смысле КЦ11 – одно из действующих лиц проекта. Это тоже должно сработать и создать немного магический эффект: холодным зимним днем ты приходишь не в академический театр с колоннами, не в концертный зал, а в место, где когда-то работали, и открыть там для себя искусство.

Нужно ли быть подготовленным для восприятия такого произведения?

Я не сторонник того, чтобы люди расслаблялись даже при просмотре массового кино. Но мы постарались сделать все, чтобы предварительная подготовка была не нужна. Произведение исполняется на английском языке, но будут программки с поэтическим переводом. Сложные танцевальные сцены настолько вшиты в структуру и контекст действий и событий, что их интерпретация будет если не однозначной, то понятной. Но мы и не разжевывали ничего. Скорее, это попытка найти адекватный язык, который соединил бы массовую аудиторию с искусством, которое для нее не очевидно.

Что вас вдохновляет?

Музыка ХХ века. Классический американский кинематограф, влияние которого в этой постановке, кстати, будет. Вдохновляет комикс-эстетика – эстетика визуального повествования, которая позволяет зрителю самому определять скорость погружения в образы, последовательность восприятия. Несколько графических романов стали отправной точкой для сценографии и света. 


Роман Прецер работает режиссером в Челябинском театре оперы и балета имени Глинки. Участвовал в проектах Екатерины Василёвой, когда она была главрежем челябинской оперы. Работал в Челябинске с известными в театральном мире постановщиками Вячеславом Стародубцевым, главным режиссёром Новосибирского оперного театра (опера «Риголетто») и Павлом Сорокиным, режиссёром Ростовского музыкального театра (опера «Паяцы»). Проводил мероприятия, связанные с культурой и искусством, в Челябинской публичной библиотеке, фотовыставки, лекции. В 2018 году совместно с сопрано Челябинского оперного театра Екатериной Бычковой поставил монооперу «Монологи Фраги» на музыку современного композитора Мамеда Гусейнова.

текст: Екатерина Сырцева

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты