Зачем смотреть на искусство вживую

Разбираемся с галеристками  Мариной Денкевич и Яной Фесик 

  • Стрит-арт Sad Face на SVOBODA2

  • Стрит-арт Sad Face на SVOBODA2


Марина Денкевич

Искусствовед, проект A Table Gallery

Нам навязывают способ восприятия искусства как чего-то особенного, немыслимого, от которого нужно падать в экстазе, чего якобы никогда не даст разглядывание репродукции.  

У Джорджа Дима, американского художника, есть работа «Среднестатистический пейзаж», в которой он использует известные мировые шедевры и помещает их в пространство одной картины. Нидерландская живопись XVII века и французский реализм соседствуют с образами картин американских современных художников. Но «репродукции» художник немного видоизменяет, как бы «вклиниваясь» между зрителем и оригиналом, рассуждая об актуальной проблеме копии и репродукции.

  • Арт-резиденция Яны Фесик и Марины Денкевич на SVOBODA2 

  • проект A Table Gallery

  • Выставка "Уральская кома" в A Table Gallery

Яна Фесик

Культуролог, проект A Table Gallery

Смотря на репродукцию известной картины, зритель зачастую не относится к ней серьезно, считая, что копия не может поразить своей гениальностью, а оригинал может. 

На мой взгляд, проблема копии и оригинала стоит немного в другом поле, нежели чем у Джорджа Дима. Смотря на репродукцию известной картины, зритель зачастую не относится к ней серьезно, считая, что копия не может поразить своей гениальностью, а оригинал может. Конечно же, разглядывая огромное полотно Рубенса, мы испытываем волнение от близкого контакта с работой мастера, а также буквально ощущаем всю мощь сплетенных тел в волевом экстазе. Это и понятно – живопись эпохи барокко разрабатывала проблему владения настроением зрителя, его чувствами и эмоциями. Другое дело, когда зритель сталкивается с абсолютно другой работой, которая не цепляет так сильно при поверхностном ознакомлении. После такого осмотра люди часто говорят, что разочарованы и нет вообще смысла ходить в музеи, потому что ничего особенного там нет.

В этом случае между копией и оригиналом «вклинивается» чужое мнение, чаще всего профанное. Оно нам навязывает способ восприятия искусства как чего-то особенного, немыслимого, от которого нужно падать в экстазе, чего якобы никогда не даст разглядывание репродукции.  На самом деле, та идея, которая заложена в работу, может быть прочитана и с репродукции, пусть даже эта репродукция не самого хорошего качества.

  • работы Джорджа Дима

Яна Фесик:

Очень важно научиться воспринимать «среднее искусство», которое отражает скорее нашу реальность и является даже более честным, и по отношению к художнику, и по отношению к зрителю. Только подумайте, создать шедевр сейчас уже гораздо сложнее, нежели чем в том же XVII веке. Многие идеи уже разработаны, техники испробованы, а пафосные образы уже не шокируют: больно много мы повидали за весь XX век и начало XXI. А в современном мире с постоянным визуальным шумом и переизбытком информации сложно сфокусироваться на чём-то спокойном, приятном, просто «хорошо сделанном» искусстве. В США сейчас пытаются решить проблему, которая возникает в каждом художественном колледже: студенты стремятся создать что-то невероятное, потрясающее и из ряда вон выходящее, и от них этого ждут, воспитывая на шедеврах. А на деле получается, что достигнуть высокой планки не удаётся, и вместо того, чтобы развивать то, что выходит хорошо, студенты впадают в крайности, а преподаватели не могут по достоинству оценить их более спокойные и уверенные работы. Важно смотреть не только на работу сквозь призму знания истории искусства, но и непосредственно. 

Марина Денкевич:

Смотреть искусство вживую нужно лишь потому, что мы можем увидеть всю полноту, весь объем произведения искусства. Такие важные мелочи, как комочки и рельеф краски, либо гладь живописной поверхности; состояние холста и, собственно, размеры произведения; сохранность работы и все-все-все детали произведения, включая оттенки и полутона, что, вообще говоря, и предполагается с самого начала автором – показ своей работы непосредственно.

Документацию к художественным акциям, можно, конечно, изучить и самостоятельно по репродукциям, но контактируя с документами на выставке, мы вовлекаемся в идею и собственный взгляд куратора проекта, который выстраивает экспозицию определенным, не случайным образом. Также и просмотр, например, стрит-арта желателен в непосредственном контакте с работой, в этом случае важны ощущение ритма города, либо гнетущая атмосфера захолустья, солнечный, либо искусственный свет (зависит от задумки автора), а также окружающая панорама улицы.

Исключением могут выступать такие произведения современного искусства, которые «рождаются» непосредственно в сознании зрителя, так называемый жест художника. Китайский художник Тейчин Сье с 1985 по 1986 год осуществил перформанс «Без искусства». В течение этого времени художник никаким образом не взаимодействовал с искусством – не ходил в музеи и галереи, не читал о нем и не думал. Сам перформанс полностью обесценивает присутствие зрителя и документация произведения искусства в таком случае невозможна.

  • художник Тейчин Сье 

редактор,
Комментарии

Наши проекты